Масляный насос смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М – шестерёнчатого типа, трёхсекционный [рис. 1]: пара секций откачивающие, а одна – нагнетающая. Откачивающие секции производят перекачивание масла из переднего и заднего углублений картера в среднее (более глубокую ванну). Нагнетающая секция осуществляет высасывание масла из среднего углубления картера и его подачу в магистраль.
Рис. 1. Масляный насос смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Стопорный штифт;
2) – Приводная шестерня;
3) – Валик ведущих шестерён;
4) – Передняя крышка;
5) – Корпус откачивающих секций;
6) – Плита;
7) – Установочный штифт;
8) – Корпус нагнетательной секции;
9) – Ведомая нагнетательная шестерня;
10) – Задняя крышка;
11) – Ведомая откачивающая шестерня;
12) – Ось ведомых шестерён;
13) – Ведущая откачивающая шестерня;
14) – Ведущая нагнетательная шестерня;
15) – Стяжная шпилька;
16) – Призонная стяжная шпилька;
17) – Редукционный (предохранительный) клапан;
18) – Пружина предохранительного клапана;
19) – Регулировочные прокладки;
20) – Крышка предохранительного клапана.
Каждая секция масляного насоса состоит из пары цилиндрических шестерён, размещённых в корпусах. Между секциями смонтированы разделительные чугунные плиты (6), которые служат для изолирования всасывающих и нагнетательных полостей секций. Ведущие шестерни всех секций смонтированы на ведущем валу (3) насоса. Роль опор вала выполняют бронзовые втулки, которые запрессованы в переднюю (4) и заднюю (10) крышки насоса. Ведущая шестерня (14) нагнетательной секции посредством штифта дополнительно соединена с ведущим валом. Штифт удерживает вал от продольного перемещения. Ведомые шестерни (9) и (11) свободно вращаются на запрессованной в заднюю крышку неподвижной чугунной оси (12). Между собой крышки плиты и корпуса (5) и (8) секций соединены посредством шпилек (15) и (16).
Центральный маслоприёмник прикреплён к всасывающей полости нагнетательной секции. Корпус (8) данной секции снабжён фланцем для монтажа насоса к нижней плоскости блока. В процессе монтажа насоса канал на привалочной плоскости фланца совмещается с отверстием в блоке, по которому масло попадает от нагнетательной секции в масляную магистраль. Предохранительный клапан (17) с пружиной (18) располагаются в корпусе нагнетательной секции. При достижении определённого давления масла в нагнетательной плоскости – происходит открытие клапана и перепуск масла в картер, что позволяет ограничить развиваемое масляным насосом давление. Регулировка давления масла осуществляется посредством прокладок (19).
К крышкам масляного насоса прикреплены трубопроводы заднего и переднего маслоприёмников.
Вращение ведущему валу масляного насоса смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М передаётся через шестерни (2) и (11) [рис. 2] от вала привода (3), который через шлицевую муфту (4) получает вращение от вала (6) уравновешивающего механизма (9). Шестерни (2) и (11) привода смонтированы на валах и закреплены посредством штифтов. Валы (3) и (6) привода вращаются в бронзовых втулках, запрессованных в переднюю крышку масляного насоса (1) и в корпус уравновешивающего механизма. Вал (6) осевого привода удерживается от осевого смещения за счёт упорного кольца, которое закреплено на валу посредством штифта, а вал (3) – штифтами (10) в муфте (4).
Рис. 2. Привод к масляному насосу смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Масляный насос;
2) – Шестерня привода;
3) – Вал привода масляного насоса;
4) – Шлицевая муфта;
5) – Стопорное пружинное кольцо;
6) – Вал уравновешивающего механизма;
7) – Трубка подвода смазки к подшипникам противовесов уравновешивающего механизма;
8) – Передний маслоприёмник;
9) – Уравновешивающий механизм;
10) – Стопорный штифт;
11) – Шестерня валика ведущих шестерён масляного насоса.