Принцип работы смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

Схема работы смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М представлена на [рис. 1] и [рис. 2].

Схема системы смазки двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Схема системы смазки двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Указатель давления масла (манометр);

2) – Трубка подвода масла от маслораспределительной плиты к масляному фильтру турбокомпрессора;

3) – Трубка подвода масла к валику коромысел и коромыслам;

4) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;

5) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;

6) – Масляный фильтр турбокомпрессора;

7) – Редукционный клапан;

8) – Трубка подвода масла к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала;

9) – Шатун;

10) – Поршень;

11) – Пробка;

12) – Трубка подвода масла к втулкам промежуточной шестерни и уравновешивающего механизма;

13) – Трубки подвода масла к втулкам большой промежуточной шестерни, передней втулке распределительного вала, втулкам валика привода и вертикального валика регулятора топливного насоса;

14) – Масляный радиатор;

15) – Трубка отвода масла из масляного радиатора к центробежному масляному фильтру;

16) – Уравновешивающий механизм;

17) – Передний маслоприёмник передней откачивающей секции масляного насоса;

18) – Спускная пробка картера;

19) – Масломерная линейка;

20) – Маслопровод от центробежного масляного фильтра к масляному радиатору;

21) – Редукционный клапан масляного насоса;

22) – Центральный маслоприёмник масляного насоса;

23) – Спускная пробка с магнитом;

24) – Масляный насос;

25) – Центробежный масляный фильтр;

26) – Редукционный клапан;

27) – Задний маслоприёмник задней откачивающей секции масляного насоса;

28) – Маслораспределительная плита;

29) – Главный маслопровод.

Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 2. Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Центральный маслоприёмник масляного насоса;

2) – Передний картер;

3) – Задний картер;

4) – Задний маслоприёмник;

5) – Указатель давления масла;

6) – Труба отвода масла от масляного радиатора;

7) – Перепускной клапан-термостат;

8) – Труба подвода масла к масляному радиатору;

9) – Регулировочный винт сливного клапана;

10) – Сливной клапан;

11) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;

12) – Штуцер подвода масла к фильтру;

13) – Стяжная гайка;

14) – Масляный фильтр турбокомпрессора;

15) – Резиновое уплотнительное кольцо;

16) – Фильтрующий элемент;

17) – Уплотняющее кольцо;

18) – Маслораспределительная плита;

19) – Блок двигателя Д-160;

20) – Нагнетательная секция масляного насоса;

21) – Передняя откачивающая секция масляного насоса;

22) – Передний маслоприёмник;

23) – Спускная пробка;

24) – Перепускной клапан;

25) – Задняя откачивающая секция масляного насоса;

26) – Пружина перепускного клапана;

27) – Трубка к указателю давления масла;

28) – Центробежный масляный фильтр;

29) – Сопло ротора.

Принцип работы смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М. Вращение передаётся от шестерни распредвала через промежуточную шестерню, а также шестерни привода на вал шестерён масляного насоса. Во вращение (вместе с валом) приводятся пара шестерён нагнетательной секции (20) [рис. 2] и две пары шестерён откачивающих секций (21) и (25).

Через маслоприёмник (1) с сеткой нагнетательные шестерни забирают масло из резервуара картера (2) и направляют его по каналу (в блоке) в камеру маслораспределительной плиты (18). Из неё масло идёт по каналу в корпус центробежного масляного фильтра (28) для очистки.

В холодное время года очищенное масло через открывшийся клапан-термостат (7) из фильтра направляется в главную масляную магистраль, минуя радиатор. В теплое время года масло при закрытом клапане-термостате поступает из фильтра в радиатор по трубе (8), и после охлаждения в радиаторе возвращается по трубе (6) в корпус фильтра, откуда идёт в маслораспределительную плиту, а затем в главный маслопровод (29) [рис. 1].

Масло из главного маслопровода (29) по трубкам (8) и каналам, расположенным в блоке двигателя Д-160 трактора Т-130М подаётся к коренным подшипникам для смазки шеек коленвала. От коренных подшипников, через расположенные в коленах вала каналы, масло стекает к шатунным шейкам, предварительно подвергаясь центробежной очистке в полостях данных шеек. Далее масло проходит по каналу в теле каждого шатуна (9) к втулке верхней головки шатуна и сливается через каналы в верхней головке на днище поршня (10), тем самым охлаждая его. Масло вытекает из зазоров в шатунных и коренных подшипниках и разбрызгивается по всему пространству блока вращающимся валом. При этом масло попадает на стенки цилиндров, поршни, толкатели, кулачки и шейки распредвала.

Подаваемое к переднему коренному подшипнику коленвала масло частично отводится по расположенному в блоке каналу к штуцеру, который ввёрнут в переднюю стенку блока. От данного штуцера масло подаётся по трубкам (13) к переднему подшипнику распредвала, а также осям большой и малой промежуточных шестерён. По трубке (12) масло поступает от главного маслопровода к уравновешивающему механизму и оси малой промежуточной шестерни.

Масло от подшипника распредвала стекает по расположенному в боковой стенке блока каналу в корпус регулятора, откуда оно направляется по каналам и трубке к передней втулке валика привода насоса и регулятора, а также к верхней втулке вертикального валика регулятора, тем самым смазывая их.

Масло, которое поступает к большой промежуточной шестерне, частично отводится (по трубке) к подшипнику водяного насоса, тогда как масло, которое вытекает из-под втулок промежуточных шестерён – за счёт разбрызгивания попадает на зубья распределительных шестерён, смазывая их.

Смазка подшипника валика турбокомпрессора осуществляется маслом, поступающим в фильтр (6) из маслораспределительной плиты (28) по трубке (2) и затем идёт к турбокомпрессору.

Смазывание сопряжений клапанно-распределительного механизма осуществляется маслом из главного маслопровода, которое трубкам (3) стекает в полость валиков коромысел, а оттуда (через отверстия) в зазор, расположенный во втулке коромысла. Для смазки направляющих втулок клапанов и шаровых концов регулировочных винтов используется масло, идущее к ним через каналы в коромысле. Далее масло стекает с вышеуказаннных деталей в картер двигателя Д-160 трактора Т-130М и попадает на штанги толкателей, штанги декомпрессора, а также на толкатели и кулачки распредвала.

13*

Яндекс.Метрика