Схема работы смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М представлена на [рис. 1] и [рис. 2].
Рис. 1. Схема системы смазки двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Указатель давления масла (манометр);
2) – Трубка подвода масла от маслораспределительной плиты к масляному фильтру турбокомпрессора;
3) – Трубка подвода масла к валику коромысел и коромыслам;
4) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
5) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;
6) – Масляный фильтр турбокомпрессора;
7) – Редукционный клапан;
8) – Трубка подвода масла к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала;
9) – Шатун;
10) – Поршень;
11) – Пробка;
12) – Трубка подвода масла к втулкам промежуточной шестерни и уравновешивающего механизма;
13) – Трубки подвода масла к втулкам большой промежуточной шестерни, передней втулке распределительного вала, втулкам валика привода и вертикального валика регулятора топливного насоса;
14) – Масляный радиатор;
15) – Трубка отвода масла из масляного радиатора к центробежному масляному фильтру;
16) – Уравновешивающий механизм;
17) – Передний маслоприёмник передней откачивающей секции масляного насоса;
18) – Спускная пробка картера;
19) – Масломерная линейка;
20) – Маслопровод от центробежного масляного фильтра к масляному радиатору;
21) – Редукционный клапан масляного насоса;
22) – Центральный маслоприёмник масляного насоса;
23) – Спускная пробка с магнитом;
24) – Масляный насос;
25) – Центробежный масляный фильтр;
26) – Редукционный клапан;
27) – Задний маслоприёмник задней откачивающей секции масляного насоса;
28) – Маслораспределительная плита;
29) – Главный маслопровод.
Рис. 2. Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра, а также фильтра турбокомпрессора смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Центральный маслоприёмник масляного насоса;
2) – Передний картер;
3) – Задний картер;
4) – Задний маслоприёмник;
5) – Указатель давления масла;
6) – Труба отвода масла от масляного радиатора;
7) – Перепускной клапан-термостат;
8) – Труба подвода масла к масляному радиатору;
9) – Регулировочный винт сливного клапана;
10) – Сливной клапан;
11) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
12) – Штуцер подвода масла к фильтру;
13) – Стяжная гайка;
14) – Масляный фильтр турбокомпрессора;
15) – Резиновое уплотнительное кольцо;
16) – Фильтрующий элемент;
17) – Уплотняющее кольцо;
18) – Маслораспределительная плита;
19) – Блок двигателя Д-160;
20) – Нагнетательная секция масляного насоса;
21) – Передняя откачивающая секция масляного насоса;
22) – Передний маслоприёмник;
23) – Спускная пробка;
24) – Перепускной клапан;
25) – Задняя откачивающая секция масляного насоса;
26) – Пружина перепускного клапана;
27) – Трубка к указателю давления масла;
28) – Центробежный масляный фильтр;
29) – Сопло ротора.
Принцип работы смазочной системы двигателя Д-160 трактора Т-130М. Вращение передаётся от шестерни распредвала через промежуточную шестерню, а также шестерни привода на вал шестерён масляного насоса. Во вращение (вместе с валом) приводятся пара шестерён нагнетательной секции (20) [рис. 2] и две пары шестерён откачивающих секций (21) и (25).
Через маслоприёмник (1) с сеткой нагнетательные шестерни забирают масло из резервуара картера (2) и направляют его по каналу (в блоке) в камеру маслораспределительной плиты (18). Из неё масло идёт по каналу в корпус центробежного масляного фильтра (28) для очистки.
В холодное время года очищенное масло через открывшийся клапан-термостат (7) из фильтра направляется в главную масляную магистраль, минуя радиатор. В теплое время года масло при закрытом клапане-термостате поступает из фильтра в радиатор по трубе (8), и после охлаждения в радиаторе возвращается по трубе (6) в корпус фильтра, откуда идёт в маслораспределительную плиту, а затем в главный маслопровод (29) [рис. 1].
Масло из главного маслопровода (29) по трубкам (8) и каналам, расположенным в блоке двигателя Д-160 трактора Т-130М подаётся к коренным подшипникам для смазки шеек коленвала. От коренных подшипников, через расположенные в коленах вала каналы, масло стекает к шатунным шейкам, предварительно подвергаясь центробежной очистке в полостях данных шеек. Далее масло проходит по каналу в теле каждого шатуна (9) к втулке верхней головки шатуна и сливается через каналы в верхней головке на днище поршня (10), тем самым охлаждая его. Масло вытекает из зазоров в шатунных и коренных подшипниках и разбрызгивается по всему пространству блока вращающимся валом. При этом масло попадает на стенки цилиндров, поршни, толкатели, кулачки и шейки распредвала.
Подаваемое к переднему коренному подшипнику коленвала масло частично отводится по расположенному в блоке каналу к штуцеру, который ввёрнут в переднюю стенку блока. От данного штуцера масло подаётся по трубкам (13) к переднему подшипнику распредвала, а также осям большой и малой промежуточных шестерён. По трубке (12) масло поступает от главного маслопровода к уравновешивающему механизму и оси малой промежуточной шестерни.
Масло от подшипника распредвала стекает по расположенному в боковой стенке блока каналу в корпус регулятора, откуда оно направляется по каналам и трубке к передней втулке валика привода насоса и регулятора, а также к верхней втулке вертикального валика регулятора, тем самым смазывая их.
Масло, которое поступает к большой промежуточной шестерне, частично отводится (по трубке) к подшипнику водяного насоса, тогда как масло, которое вытекает из-под втулок промежуточных шестерён – за счёт разбрызгивания попадает на зубья распределительных шестерён, смазывая их.
Смазка подшипника валика турбокомпрессора осуществляется маслом, поступающим в фильтр (6) из маслораспределительной плиты (28) по трубке (2) и затем идёт к турбокомпрессору.
Смазывание сопряжений клапанно-распределительного механизма осуществляется маслом из главного маслопровода, которое трубкам (3) стекает в полость валиков коромысел, а оттуда (через отверстия) в зазор, расположенный во втулке коромысла. Для смазки направляющих втулок клапанов и шаровых концов регулировочных винтов используется масло, идущее к ним через каналы в коромысле. Далее масло стекает с вышеуказаннных деталей в картер двигателя Д-160 трактора Т-130М и попадает на штанги толкателей, штанги декомпрессора, а также на толкатели и кулачки распредвала.