Чтобы исключить возможность пуска дизеля при включённой передаче на тракторе МТЗ-100 и МТЗ-102 устанавливается специальное блокирующее устройство [рис. 1]. Основные элементы конструкции блокирующего устройства пуска дизеля: кулачок (7), управляемый рычагом включения диапазонов (5), пробка (8), в которую помещён выключатель (6) (типа ВК-418), регулировочные шайбы (9), электропроводка, соединяющая выключатель (6) с приборами пуска.
Рис. 1. Схема блокировки пуска дизеля трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Реле стартера;
2) – Генератор;
3) – Стартер;
4) – Включатель стартера;
5) – Рычаг диапазонов коробки передач;
6) – Включатель ВК-418;
7) – Кулачок;
8) – Пробка;
9) – Регулировочная шайба.
При включении диапазона рычагом коробки передач следует повернуть кулачок (7) так, что шарик включателя через толкатель разомкнёт контакты и разорвёт цепь между промежуточным реле (1) (РС502) и тяговым реле стартера (3).
Только при установке рычага переключения диапазонов коробки передач в нейтральное положение возможен пуск дизеля.
При эксплуатации трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 могут иметь место случаи, когда при пуске стартер не выключается вследствие нарушения регулировки, а также неисправности выключателя блокировки пуска.
Порядок проведения проверки системы блокировки:
1) – Отъединить провода от клемм включателя (6);
2) – Проверить замыкание контактов выключателя. Для этого необходимо к источнику электрической энергии (батарее) через выключатель подсоединить лампу либо прибор. Установить рычаг диапазонов (КП с переключением передач под нагрузкой) либо рычаг переключения передач (КП с синхронизаторами) поочерёдно в нейтральное положение и положения включения диапазонов либо передач. Следить за лампой либо показаниями прибора. В том случае, если в нейтральном положении лампа горит (прибор даёт показания), а при переводе в положение включения диапазонов либо передач гаснет (прибор не даёт показаний) – выключатель исправен. Если лампа не горит (прибор не даёт показаний) во всех положениях, то надлежит вывернуть выключатель и проверить его путём нажатия на шарик. Если он исправен, то требуется регулировка его положения в крышке путём удаления регулировочных прокладок до тех пор, пока контакты выключателя не замкнутся (лампа загорится либо прибор даст показания) при полном закреплении выключателя и нейтральном положении рычага и разомкнутся (лампа погаснет либо прибор не даст показаний) при переводе рычага в положение включения диапазонов либо передач;
3) – Подсоединить и закрепить провода;
4) – Пуском дизеля проверить работу системы блокировки пуска.