Система охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К


* * *

Система охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К – закрытая. Вода циркулирует за счёт насоса центробежного типа. Вентилятор системы охлаждения – шестилопастный, радиатор – латунный, трубчато-пластичатый, шестирядный. Ёмкость системы охлаждения трактора Т-150 (Т-150К) составляет 48 л. Вентилятор и водяной насос приводятся посредством ремённой передачи от шкива коленчатого вала. Натяжение ремней осуществляется с помощью натяжного ролика.

Насос нагнетает охлаждающую жидкость через каналы в передней крышке в продольные водораспределительные каналы левого и правого ряда цилиндров блок-картера. ОЖ (охлаждающая жидкость) из распределительных каналов поступает к гильзам цилиндров, охлаждая их. Из расположенных в верхней плите каждого ряда цилиндров ОЖ направляется в головки цилиндров, а затем отводится в радиатор через водоотводящую трубу.

Система охлаждения двигателя СМД-60 (СМД-62) включает в себя также охлаждение тормозного компрессора и пускового двигателя. К тормозному компрессору ОЖ поступает по резиновому шлангу из распределительного канала правого ряда цилиндров и трубкой отводится в полость водяного насоса. К пусковому двигателю ОЖ поступает из полости шестого цилиндра по патрубку и отводится из головки непосредственно в водоотводящую трубу левого ряда цилиндров.

В процессе работы пускового двигателя в его водяной рубашке происходит циркуляция (термосифонная) воды, однако её интенсивность не достаточна для обеспечения длительной работы пускового двигателя. Поэтому не рекомендовано превышать трёхминутный период работы на холостых оборотах, дабы избежать перегрева пускового двигателя.

Шторка, устанавливаемая перед радиатором, служит для поддержки температурного режима дизельного двигателя в норме путём регулировки воздушного потока (в зависимости от времени года и нагрузки). С 1975 г. на двигатели устанавливается пара термостатов, за счёт чего стал более быстрым прогрев после пуска, а также регулирование температурного режима.

Пробка заливной горловины радиатора снабжена паровоздушным клапаном, предназначенным для регулировки давления в радиаторе. Перепускание пара в атмосферу паровым клапаном происходит тогда, когда давление в системе превышает атмосферное 0,5 кгс/см2, а перепускание воздуха в радиатор воздушным клапаном – при разряжении, превышающем 0,01 кгс/см2. Нормальная температура ОЖ в системе – порядка 80-97 град. Цельсия. Допустимо кратковременное (до 5 мин) увеличение температуры ОЖ до 105 град. Цельсия.

Устройство валика уплотнения водяного насоса аналогично используемому на двигателе СМД-14. Детали уплотнения являются взаимозаменяемыми с деталями двигателя СМД-14 [рис. 1]. Работающая в контакте с графитовой шайбой (7) втулка (6) для повышения износостойкости уплотнения выполнена из бронзы (БР ОС-5-25). Отверстие (20) выполнено в корпусе насоса с целью контроля за работой уплотнения. Течь воды из отверстия служит признаком износа уплотнительных деталей. Для съёма крыльчатки (14) с валика насоса (при замене деталей уплотнения) имеются три монтажных отверстия (13) под установку съёмника.

Водяной насос системы охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К

Рис. 1. Водяной насос системы охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.

1) – Шкив;

2) – Ступица;

3) – Стопорное кольцо;

4) – Трубка подвода смазки;

5) – Корпус насоса;

6) – Втулка;

7) – Шайба;

8) – Манжета;

9) – Трубка отвода воды из компрессора;

10) – Трубка для удаления воздуха из насоса;

11) – Крышка;

12) – Прокладка;

13) – Отверстие для съёмника;

14) – Крыльчатка;

15) – Пружина;

16) – Валик насоса;

17) – Кольцо манжеты;

18) – Обойма сальника;

19) – Кольцо стопорное;

20) – Контрольное отверстие;

21) – Канал для слива смазки из насоса.

На двигателях СМД-60 (СМД-62), производимых с января 1975 г., привод вентилятора реализован посредством пары ремней (размер II-16х11х1450) вместо одного ремня (размер II-19х12,5х1450). Это повлекло за собой изменения в конструкции шкивов на водяном насосе, коленчатом валу, а также натяжном ролике.

Ремни вентилятора натягиваются за счёт перемещения натяжного ролика по пазу кронштейна посредством болта, ввёртываемого в резьбовое отверстие, расположенное на оси ролика. Подшипники натяжного ролика не нуждаются в периодической смазке, так как имеют постоянную консистентную смазку.

Техническое облуживание системы охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К заключается в соблюдении следующих правил:

1) – заполнение системы охлаждения мягкой водой с использованием чистой посуды. Уровень ОЖ в радиаторе не должен превышать нижнюю кромку заливной горловины:

2) – недопустимо попадание масла в систему охлаждения. Присутствие даже минимального объёма масла влечёт за собой появление на стенках водяной рубашки дизеля масляной плёнки, вследствие чего значительно ухудшается теплоотдача;

3) – периодическая очистка от накипи отверстия в верхней части предохранительной трубки радиатора и контроль за исправностью клапана (его повреждения недопустимы);

4) – периодическая, а в случае высокой запылённости воздуха – ежедневная очистка радиатора от пыли (в процессе уборочных работ – очистка от пожнивших остатков);

5) – в случае повышения температуры (сверх нормальной) следует проконтролировать наличие воды в радиаторе, натяжение ремней вентилятора, а также степень открытия шторки радиатора.

При перегреве двигателя СМД-60 (СМД-62) при утечке воды необходимо остерегаться ожогов паром и кипятком в процессе открывания пробки заливной горловины радиатора. Доливка холодной воды, во избежание деформации головок цилиндров, в систему охлаждения должна производиться постепенно и в обязательном порядке при работающем двигателе (на малых оборотах);

6) – в процессе проведения СТО (сезонного технического обслуживания) требуется промыть систему охлаждения обратным потоком сильной струи чистой воды (порядка 10-15 мин), предварительно отсоединив от двигателя радиатор и открыв на блок-картере сливные краники. Радиатор промывается отдельно;

7) – проверка натяжения ремней привода вентилятора осуществляется при ТО-2. Нормальным считается натяжение, если на ветви шкив вентилятора – натяжной ролик в процессе нажима на ремень (усилие 4-5 кгс) прогиб составляет порядка 8-14 мм. Натяжение ремней в зимнее время необходимо несколько ослабить;
8) – в холодное время года (при температуре от +5 град. Цельсия и ниже) в систему охлаждения двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К необходимо залить антифриз (незамерзающую жидкость), а для пуска применять систему предпускового обогрева.

3*

Яндекс.Метрика