Боковой вал отбора мощности трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для привода машин, которые навешиваются на трактор сбоку или спереди. Боковой ВОМ монтируется в отдельном чугунном корпусе, закреплённом на штифтах и болтах к левому люку коробки передач. Привод боковой вал отбора мощности трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 получает от шестерён КП.
Включение бокового ВОМ производится при помощи тяги (1) [рис. 1] . Рукоятка тяги находится над поликом кабины трактора с левой стороны.
Рис. 1. Боковой вал отбора мощности трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Тяга управления;
2) – Наружный рычаг;
3) – Пластинчатый фиксатор наружного рычага;
4) – Подвижная шестерня;
5) – Подшипник вала;
6) – Поводок;
7) – Вал;
8) – Корпус;
9) – Подшипник вала;
10) – Колпак.
Перемещаясь вверх, тяга поворачивает рычаг (2) и валик с поводком (6), перемещающий шестерню (4) на шлицах вала и вводящий её в зацепление с шестернёй коробки передач.
Шлицевой хвостовик вала имеет такие же присоединительные размеры, что и хвостовик заднего вала отбора мощности. При номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля вращение бокового ВОМ осуществляется с частотой 8,91 с-1 (535 об/мин) либо 12,25 с-1 (735 об/мин). Это зависит от того, включён или выключен понижающий редуктор коробки передач.