Реактивная масляная центрифуга трактора Т-40 и Т-40А служит для очистки масла от механических примесей, а также продуктов его окисления.
Рис. 1. Центрифуга с масляным радиатором.
А) – Центрифуга с масляным радиатором;
Б) – Переключатель масляного радиатора (установлен в положение, при котором масляный радиатор отключён);
1) – Форсунка;
2) – Основание ротора;
3) – Втулка;
4) – Отверстие;
5) – Крышка ротора;
6) – Сетка;
7) – Стяжная трубка;
8) – Отверстие;
9) – Прокладка;
10) – Гайка;
11) – Втулка;
12) – Упорное кольцо;
13) – Гайка;
14) – Прокладка;
15) – Кронштейн;
16) – Оребрённая трубка;
17) – Шланг;
18) – Маслозаборная трубка;
19) – Бурт;
20) – Фланец;
21) – Корпус;
22) – Канал, отводящий масло из радиатора;
23) – Канал, подводящий масло к радиатору;
24) – Колпак;
25) – Прокладки;
26) – Канал, подводящий масло к центрифуге;
27) – Клапан масляного радиатора;
28) – Канал, подводящий масло к картеру двигателя;
29) – Пружина;
30) – Переключатель;
31) – Канал очищенного масла;
32) – Перепускной клапан;
33) – Трубка;
34) – Ось;
35) – Подводящая трубка.
Масло через трубку (35) [рис. 1] и канал (26) поступает в корпус, далее по кольцевому зазору между сверлением в оси (34) и трубкой (33) поступает к отверстиям (4) и выходит во внутреннюю полость ротора. Здесь масло ударяется о бурт (19) и идёт вверх. В процессе движения через ротор оно подвергается центробежной очистке. Примеси, выделившиеся из масла, откладываются на внутренней стенке ротора, в состав которого входит основание (2) и крышки (5), надетые на трубку (7) и стянутые гайкой (10).
Вращающие ротор реактивные силы возникают в процессе вытекания масла из пары форсунок (1), ввёрнутых в маслозаборные трубки (18) и расположенные под нижней плоскостью основания ротора. Отверстия в форсунках имеют диаметр 1,8 мм. Масло к форсункам проходит через сетки (6) по маслозаборным трубкам из верхней части ротора. Следовательно, к форсункам подаётся очищенное масло. Расход масла через форсунки составляет порядка 7-9 л/мин. После прохождения форсунок масло стекает в масляный картер через литое отверстие, расположенное в корпусе центрифуги. Между крышкой и основанием ротора установлена прокладка (25).
В стяжную трубку запрессованы пары втулок (3) и (11), являющиеся подшипниками ротора. Когда масло в роторе находится под давлением, он поднимается, так как давление на крышку (5) больше, чем на основание (2), из-за разного диаметра шеек подшипников на оси. За счёт этого в процессе работы ротор находится в приподнятом положении, что даёт возможность не только снизить энергопотери на трение, но и получить высокие обороты ротора. Осевое перемещение ротора ограничивается за счёт упорного кольца (12), прижатого гайкой (13) к бурту оси ротора. Ротор в сборе подвергается динамической балансировке с целью уменьшения боковых сил, действующих на его подшипники, а также потерь на трение.
Рис. 2. Схема работы центрифуги и масляного радиатора.
А) – Схема работы центрифуги и масляного радиатора;
Б) – Положение переключателя при отключённом радиаторе;
1) – Форсунка;
2) – Отверстие;
3) – Отверстие;
4) – Фланец;
5) – Масляный радиатор;
6) – Отводящий канал;
7) – Подводящий канал;
8) – Канал, подводящий масло к картеру двигателя;
9) – Клапан масляного радиатора;
10) – Переключатель;
11) – Канал, подводящий масло к центрифуге;
12) – Перепускной клапан;
13) – Канал очищенного масла.
Очищенное в роторе масло, через отверстия (3) [рис. 2] в стяжной трубке проходит по каналу в оси и по трубке к каналу (13) в корпусе, и через него – в масляный радиатор (5). Сверление в корпусе, по которому грязное масло подходит к ротору, соединено с перепускным клапаном (12). В процессе запуска, а также во время работы двигателя на холодном масле сопротивление прохождению масла через ротор возрастает. Тогда открывается перепускной клапан и масло, минуя ротор и масляный радиатор, подаётся в картер двигателя к третьему коренному подшипнику. На пути масла в радиатор смонтирован переключатель (10) [рис. 1] в виде цилиндра с фланцем, на котором имеются буквы (Л) и (З). При повороте фланца таким образом, чтобы стрелка на корпусе указывала на букву (Л), масло будет проходить через масляный радиатор. Поворот переключателя на 180 град. отключит масляный радиатор (стрелка указывает на букву (З)), при этом масло сразу направится к подшипникам. Клапан (9) масляного радиатора, смонтированный после переключателя, перепускает масло к подшипникам, которое минует радиатор в случае возрастания в нём сопротивления.
Для присоединения трубки масляного манометра используется штуцер, ввёрнутый в корпус центрифуги.