Масляный радиатор установлен под кожухом вентилятора, подача масла к нему осуществляется после центрифуги. В состав масляного радиатора входит алюминиевая оребрённая трубка (16) [рис. 1], которая изогнута в виде вытянутых полуколец. Концы трубки посредством шлангов (17) и хомутов соединяют с установленным на корпусе центрифуги фланцем. Полукольца трубки (16) посредством кронштейна (15) и планки прикреплены сверху к головке цилиндров, а снизу – к картеру двигателя. Между полукольцами проложена резиновая прокладка (14).
Рис. 1. Центрифуга с масляным радиатором.
А) – Центрифуга с масляным радиатором;
Б) – Переключатель масляного радиатора (установлен в положение, при котором масляный радиатор отключён);
1) – Форсунка;
2) – Основание ротора;
3) – Втулка;
4) – Отверстие;
5) – Крышка ротора;
6) – Сетка;
7) – Стяжная трубка;
8) – Отверстие;
9) – Прокладка;
10) – Гайка;
11) – Втулка;
12) – Упорное кольцо;
13) – Гайка;
14) – Прокладка;
15) – Кронштейн;
16) – Оребрённая трубка;
17) – Шланг;
18) – Маслозаборная трубка;
19) – Бурт;
20) – Фланец;
21) – Корпус;
22) – Канал, отводящий масло из радиатора;
23) – Канал, подводящий масло к радиатору;
24) – Колпак;
25) – Прокладки;
26) – Канал, подводящий масло к центрифуге;
27) – Клапан масляного радиатора;
28) – Канал, подводящий масло к картеру двигателя;
29) – Пружина;
30) – Переключатель;
31) – Канал очищенного масла;
32) – Перепускной клапан;
33) – Трубка;
34) – Ось;
35) – Подводящая трубка.
Масло из центрифуги через отверстие во фланце поступает в трубку (16), проходит по ней и охлаждается, после чего через второе отверстие во фланце оно возвращается в корпус центрифуги и направляется в литой канал привалочной плоскости корпуса центрифуги.
Из литого канала на привалочной плоскости корпуса центрифуги по каналу (19) [рис. 2] в картере двигателя масло поступает к третьему коренному подшипнику коленчатого вала, а также к средней втулке распределительного вала. Через третью коренную шейку по сверлениям в щеках масло идёт к переднему и заднему концам вала. На своём пути оно проходит шатунные и коренные шейки. В шатунных шейках масло подвергается центробежной очистке.
Рис. 2. Система смазки двигателя тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Паз;
2) – Масляный радиатор;
3) – Термометр масла;
4) — Манометр масла;
5) – Трубка;
6) – Ось;
7) – Штанга;
8) – Сверления;
9) – Отверстие;
10) – Палец промежуточной шестерни;
11) – Первый коренной подшипник;
12) – Шестерня масляного насоса;
13) – Масляный насос;
14) – Подводящая трубка;
15) – Отводящая трубка;
16) – Масляный картер;
17) – Приёмник масляного насоса;
18) – Редукционный клапан;
19) – Канал, подводящий масло;
20) – Переключатель.
Масло, вытекающее из шатунных подшипников, разбрызгивается и, попадая на цилиндры, смазывает поршни. Лишнее масло, которое счищается поршневыми кольцами, проходит по сверлениям внутрь поршня, где смазывает поршневой палец и втулку верхней головки шатуна. Сверху на верхней головке шатуна имеется отверстие (9) с глубокой фаской для сбора масла. Данное отверстие выходит в головку, образуя под втулкой колодец, в котором скапливается масло. В процессе пуска оно выбрасывается на поверхность пальца.
От первого коренного подшипника (11) коленчатого вала масло подаётся к передней втулке распределительного вала, к пальцу (10) промежуточной шестерни и через трубку в крышке распределительных шестерён к втулке в шестерне топливного насоса. Для смазки зубьев распределительных шестерён используется масло, которое вытекает из подшипников шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни.
От пятого коренного подшипника масло попадает к задней втулке распределительного вала. Паз (1) на задней шейке данного вала периодически соединяет два сверления в картере двигателя. От задней втулки масло поступает по сверлению в картере двигателя к наружной трубке (5). По данной трубке масло проходит через сверление (8) внутрь оси (6) коромысел, смазывает втулки коромысел и по сверлениям в коромыслах и в регулировочном винте направляется к его сферической поверхности и к радиусной поверхности коромысла. Отсюда масло по штанге (7) и кожуху стекает вниз, смазывает толкатели и сливается по пазам во втулках толкателей в масляный картер. Чтобы обеспечить попадание стекающего масла на распределительный вал, а также смазку кулачков, пазы во втулках следует располагать вдоль оси распределительного вала. Пары масла вместе с прорывающимися из камеры сгорания газами выходят через газоотводную трубку (10) [рис. 3]. В масляном картере установлен датчик масляного термометра.
Рис. 3. Двигатель Д-37М-С1 со стартером (вид справа).
1) – Кожух;
2) – Форсунка;
3) – Вентилятор;
4) – Диск;
5) – Насос гидравлической системы;
6) – Ремень вентилятора;
7) – Шкив генератора;
8) – Шкив коленчатого вала;
9) – Указатель в.м.т;
10) – Газоотводная труба;
11) – Генератор;
12) – Редукционный клапан;
13) – Центрифуга;
14) – Декомпрессионный механизм;
15) – Стартер;
16) – Картер маховика.