В дизельном двигателе при пуске (при прокручивании коленвала) вследствие высокой степени сжатия необходимо преодолевать значительное сопротивление сжимаемого в цилиндрах воздуха. Несмотря на то, что декомпрессионный механизм относится к пусковой системе, его работа сопряжена с работой газораспределительного механизма. В основе принципа работы декомпрессионного механизма лежит снижение давления в цилиндрах в процессе сжатия вследствие сообщения полостей цилиндров непосредственно с окружающей средой, то есть процесс декомпрессирования.
При предварительном прокручивании коленвала, когда включён декомпрессионный механизм, происходит подача смазки на трущиеся поверхности деталей, их частичный нагрев и снижение потерь на трение, что позволяет облегчить дальнейший пуск двигателя.
Декомпрессионный механизм тракторного дизельного двигателя, задействованый в процессе пуска, удерживает выпускные (двигатели А-41 и А-01) либо впускные (двигатели Д-160 и Д-144) клапаны в приоткрытом положении. Поэтому в процессе такта сжатия из цилиндров воздух выходит в выпускную либо впускную трубу и повышения давления в них не происходит. Декомпрессионный механизм должен поднимать клапаны на малую высоту, чтобы предотвратить удары поршней о клапаны. Поэтому в некоторых дизельных двигателях (Д-65 и СМД-14), с целью большего снижения компрессии, открываются не только впускные, но и выпускные клапаны.
На тракторных дизельных двигателях применяются следующие схемы декомпрессионных механизмов:
1) – с подъёмом толкателей декомпрессионными вилками;
2) – с поворотом коромысел посредством декомпрессионного валика и специальной штанги;
3) – с воздействием на коромысла непосредственно декомпрессионного валика либо через нажимной болт [рис. 1].
Рис. 1. Декомпрессионный механизм. Принципиальные схемы.
А) – С воздействием валика на толкатель;
Б) – С поднятием короткого плеча коромысла посредством специальной штанги;
В) – С нажатием валика на длинное плечо коромысла;
Г) – С нажатием болта на длинное плечо коромысла;
1) – Валик;
2) – Толкатель;
3) – Штанга;
4) – Коромысло;
5) – Штанга декомпрессионного механизма;
6) – Винт (болт);
7) – Контргайка;
Д) – Регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения;
1) – Щуп;
2) – Отвёртка;
3) – Контргайка;
Е) – Порядок затяжки гаек крепления головки блока.
Декомпрессионный механизм с подъёмом толкателей посредством декомпрессионных валиков используется в дизельном двигателе Д-144 [рис. 1, А]. При повороте вниз рычага сблокированного управления декомпрессионными валиками, лыски, расположенные на валиках (1), уходят в сторону, а толкатели (2) приподнимаются на цилиндрических поверхностях данных валиков и зависают. Движение толкателя вверх передаёт усилие к штанге, коромыслу, а также клапану, вследствие чего происходит открытие клапана и удерживание его в данном положении.
Декомпрессионный механизм с поворотом коромысла посредством декомпрессионного вала и специальной штанги применяется в дизельном двигателе Д-160 [рис. 1, Б]. При повороте декомпрессионного валика (1) с лысками приподнимаются штанги (5), которые посредством коромысел (4), преодолевая сопротивление клапанных пружин, открывают клапаны.
В декомпрессионном механизме дизельного двигателя СМД-14 [рис. 1, В] декомпрессионный валик с лысками размещён непосредственно над клапанами и коромыслами. В процессе поворота декомпрессионного валика (1) его цилиндрическая поверхность нажимает на коромысло, открывая клапан. На дизельных двигателях Д-65, А-01 и А-41 [рис. 1, Г] конструкция декомпрессионных механизмов аналогичная.
Декомпрессионный механизм также может быть применён для экстренной остановки двигателя в случае заклинивания рейки ТНВД и резком снижении нагрузки.
Тракторные дизельные двигатели типа Д-50, СМД-60, ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ декомпрессионным механизмом не снабжаются, что стало возможным за счёт улучшения пусковых свойств дизельных двигателей и повышения надёжности их пусковых устройств.