Декомпрессионный механизм


* * *

В дизельном двигателе при пуске (при прокручивании коленвала) вследствие высокой степени сжатия необходимо преодолевать значительное сопротивление сжимаемого в цилиндрах воздуха. Несмотря на то, что декомпрессионный механизм относится к пусковой системе, его работа сопряжена с работой газораспределительного механизма. В основе принципа работы декомпрессионного механизма лежит снижение давления в цилиндрах в процессе сжатия вследствие сообщения полостей цилиндров непосредственно с окружающей средой, то есть процесс декомпрессирования.

При предварительном прокручивании коленвала, когда включён декомпрессионный механизм, происходит подача смазки на трущиеся поверхности деталей, их частичный нагрев и снижение потерь на трение, что позволяет облегчить дальнейший пуск двигателя.

Декомпрессионный механизм тракторного дизельного двигателя, задействованый в процессе пуска, удерживает выпускные (двигатели А-41 и А-01) либо впускные (двигатели Д-160 и Д-144) клапаны в приоткрытом положении. Поэтому в процессе такта сжатия из цилиндров воздух выходит в выпускную либо впускную трубу и повышения давления в них не происходит. Декомпрессионный механизм должен поднимать клапаны на малую высоту, чтобы предотвратить удары поршней о клапаны. Поэтому в некоторых дизельных двигателях (Д-65 и СМД-14), с целью большего снижения компрессии, открываются не только впускные, но и выпускные клапаны.

На тракторных дизельных двигателях применяются следующие схемы декомпрессионных механизмов:

1) – с подъёмом толкателей декомпрессионными вилками;

2) – с поворотом коромысел посредством декомпрессионного валика и специальной штанги;

3) – с воздействием на коромысла непосредственно декомпрессионного валика либо через нажимной болт [рис. 1].

Декомпрессионный механизм. Принципиальные схемы

Рис. 1. Декомпрессионный механизм. Принципиальные схемы.

А) – С воздействием валика на толкатель;

Б) – С поднятием короткого плеча коромысла посредством специальной штанги;

В) – С нажатием валика на длинное плечо коромысла;

Г) – С нажатием болта на длинное плечо коромысла;

1) – Валик;

2) – Толкатель;

3) – Штанга;

4) – Коромысло;

5) – Штанга декомпрессионного механизма;

6) – Винт (болт);

7) – Контргайка;

Д) – Регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения;

1) – Щуп;

2) – Отвёртка;

3) – Контргайка;

Е) – Порядок затяжки гаек крепления головки блока.

Декомпрессионный механизм с подъёмом толкателей посредством декомпрессионных валиков используется в дизельном двигателе Д-144 [рис. 1, А]. При повороте вниз рычага сблокированного управления декомпрессионными валиками, лыски, расположенные на валиках (1), уходят в сторону, а толкатели (2) приподнимаются на цилиндрических поверхностях данных валиков и зависают. Движение толкателя вверх передаёт усилие к штанге, коромыслу, а также клапану, вследствие чего происходит открытие клапана и удерживание его в данном положении.

Декомпрессионный механизм с поворотом коромысла посредством декомпрессионного вала и специальной штанги применяется в дизельном двигателе Д-160 [рис. 1, Б]. При повороте декомпрессионного валика (1) с лысками приподнимаются штанги (5), которые посредством коромысел (4), преодолевая сопротивление клапанных пружин, открывают клапаны.

В декомпрессионном механизме дизельного двигателя СМД-14 [рис. 1, В] декомпрессионный валик с лысками размещён непосредственно над клапанами и коромыслами. В процессе поворота декомпрессионного валика (1) его цилиндрическая поверхность нажимает на коромысло, открывая клапан. На дизельных двигателях Д-65, А-01 и А-41 [рис. 1, Г] конструкция декомпрессионных механизмов аналогичная.

Декомпрессионный механизм также может быть применён для экстренной остановки двигателя в случае заклинивания рейки ТНВД и резком снижении нагрузки.

Тракторные дизельные двигатели типа Д-50, СМД-60, ЯМЗ-240Б и ЯМЗ-238НБ декомпрессионным механизмом не снабжаются, что стало возможным за счёт улучшения пусковых свойств дизельных двигателей и повышения надёжности их пусковых устройств.

17*

Яндекс.Метрика