В процессе эксплуатации двигателя детали ГРМ (газораспределительного механизма) функционируют в условиях значительных ударных нагрузок, а также при постоянном воздействии газов (с высокой температурой и содержанием агрессивных компонентов) на клапаны. К трущимся поверхностям основных деталей газораспределительного механизма подача смазки ограничена. Данные условия могут привести к следующему:
1) – износу и искажению геометрической формы посадочных поверхностей седла клапана и его тарелки;
2) – образованию нагара на седле и тарелке клапана;
3) – износу рабочих поверхностей толкателей, а также кулачков распределительного вала;
4) – износу рабочих поверхностей коромысел, штанг, направляющих втулок и стержней клапанов;
5) – потере упругости клапанных пружин;
6) – износу сопрягаемых с клапанными пружинами деталей.
Данные причины влекут за собой нарушение в механизме газораспределения установленных зазоров, а также снижение герметичности клапанов.
Увеличение зазора свыше допустимого приводит к неполному открытию клапана, вследствие чего значительно ухудшается очистка цилиндра от отработавших газов, а также его последующее наполнение свежим зарядом. Это влечёт за собой не только снижение экономичности и мощности двигателя, но и увеличение шумности работы газораспределительного механизма и ускоренный износ его деталей.
Уменьшение зазора приводит к тому, что клапан неплотно садится в седло, в связи с чем происходит утечка раскалённых газов, а также обгорание посадочных поверхностей седла и клапана. Это влечёт за собой падение компрессии, снижение экономичности и мощности двигателя, а также его перегрев.
Операции технического обслуживания механизма газораспределения:
1) – периодический осмотр и контроль состояния креплений и деталей ГРМ;
2) – проверка и (в случае необходимости) регулировка теплового зазора между бойками коромысел и клапанами;
3) – проверка и (в случае необходимости) регулировка осевого перемещения распределительного механизма (в механизмах, где данное перемещение ограничивается посредством упорного винта).
Если выполнение данных операций не привело к нормальной работе двигателя, то необходимо:
1) – снять головку цилиндров;
2) – очистить от нагара клапаны и стенки камер сгорания;
3) – проверить состояние фасок сёдел и клапанов (притереть их в случае необходимости и проверить на герметичность).
В случае, когда притирка не позволяет добиться герметичности клапана – необходимо шлифовать фаски клапана и фрезеровать седла конусной фрезой. По завершении данных работ следует произвести притирку клапанов, промыть головку цилиндров и установить клапаны на место (перестановка клапанов на другие места недопустима), а затем проверить на герметичность.
В процессе крепления головки цилиндров на двигателе, а также стоек клапанных коромысел требуется строго соблюдать последовательность [рис. 1, Е] и момент затяжки шпилек либо болтов в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Перед тем как выполнять затяжку стоек клапанных коромысел следует увеличить зазор путём выворачивания регулировочных винтов либо болтов из коромысел, чтобы исключить возможную деформацию штанг.
Рис. 1. Декомпрессионный механизм. Принципиальные схемы.
А) – С воздействием валика на толкатель;
Б) – С поднятием короткого плеча коромысла посредством специальной штанги;
В) – С нажатием валика на длинное плечо коромысла;
Г) – С нажатием болта на длинное плечо коромысла;
1) – Валик;
2) – Толкатель;
3) – Штанга;
4) – Коромысло;
5) – Штанга декомпрессионного механизма;
6) – Винт (болт);
7) – Контргайка;
Д) – Регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения;
1) – Щуп;
2) – Отвёртка;
3) – Контргайка;
Е) – Порядок затяжки гаек крепления головки блока.
К регулировке теплового зазора следует приступать только после предварительной проверки затяжки шпилек либо болтов крепления стоек клапанных коромысел и головки цилиндров. Далее необходимо полностью закрыть клапаны первого цилиндра, чтобы освободить передаточные детали для дальнейшей проверки и регулировки теплового зазора. Для этого поршень первого цилиндра устанавливается в в.м.т. в конце такта сжатия посредством установочной шпильки на картере маховика либо указателя в.м.т. на моховике, а также прочими способами. Такт сжатия определяется в цилиндре при медленном проворачивании коленвала либо путём закрывания отверстия для искровой свечи зажигания пробкой, либо наблюдением за работой клапанов (перед сжатием сначала откроется выпускной, потом впускной клапан, после чего при сжатии закроются оба эти клапана). Зазор во впускном и выпускном клапанах первого цилиндра проверяется щупом [рис. 1, Д]. Зазор должен соответствовать значениям, указанным в заводской инструкции. В случае необходимости регулировки следует освободить контргайку регулировочного болта либо винта и провернуть его до получения требуемого зазора. Удерживая винт или болт ключом либо отвёрткой от проворачивания, нужно затянуть контргайки и снова проверить зазор.
По завершении регулировки клапанов первого цилиндра переходят к регулировке теплового зазора в клапанах остальных цилиндров, для чего проворачивают коленвал на угол, которые равен интервалу чередования одноимённых тактов (рабочих ходов). Проверка и регулировка зазоров в клапанах очередного цилиндра должна проводиться согласно порядку работы цилиндров двигателя.
Вместе с регулировкой зазоров в клапанах производится проверка и регулировка зазоров в декомпрессионном механизме этого же цилиндра.
В случае переборки двигателя шестерни распределения необходимо устанавливать согласно нанесённым на них меткам, что обеспечит правильность установки фаз газораспределения. Если привод механизма газораспределения цепной, то помимо установки по меткам, необходимо звёздочки распределительного вала и шкива проверить и отрегулировать натяжение цепи.