Развиваемая в цилиндрах двигателя индикаторная мощность затрачивается на совершение эффективной работы, а также на преодоление трения в движущихся деталях и привод вспомогательных механизмов (ГРМ, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора, компрессоров и прочего).
Условная мощность механических потерь представляет собой сумму всех, затрачиваемых в самом двигателе, мощностей:
Nм.п=Nтр+Nнас+Nвсп+Nк,
где Nм.п – суммарная мощность условных механических потерь; Nтр – мощность, затрачиваемая на трение; Nнас – мощность, затрачиваемая на насосные потери (выпуск и впуск); Nвсп – мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных механизмов; Nк – мощность, затрачиваемая на привод продувочного насоса либо компрессора.
Эффективная мощность Nе, снимаемая с коленвала, меньше индикаторной настолько, сколько мощности уходит на условные механические потери:
Nе= Ni-Nм.п.
Среднее эффективное давление pе является величиной, равной разнице между pi(среднее индикаторное давление) и pм.п (давление, которое идёт на преодоление условных механических потерь).
Значение pе для четырёхтактных двигателей ограничено следующими пределами:
1) – для карбюраторных двигателей 0,6-1,0;
2) – для дизельных двигателей (без наддува) 0,5-0,9;
3) – для дизельных двигателей (с наддувом) 0,7-2,0.
Эффективная мощность двигателя, как и индикаторная мощность, может быть выражена через среднее эффективное давление:
Nе=(2peVhni)/τ.
Для оценки механических потерь в двигателе служит условный механический КПД:
ηм= Nе/Ni=pe/pi.
Механический КПД отражает степень снижения индикаторной мощности на пути к коленвалу двигателя. Чем ηм выше, тем меньше в двигателе механических потерь и лучше его экономические и мощностные показатели. Факторы, влияющие на механический КПД:
1) – скоростной режим работы двигателя;
2) – нагрузочный режим работы двигателя;
3) – тепловое состояние двигателя;
4) – качество смазки.
В современных четырёхтактных двигателях ηм при максимальной мощности равен:
1) – для карбюраторных двигателей 0,7-0,85;
2) – для дизельных двигателей 0,7-0,82.
Эффективный КПД ηе служит для оценки экономических показателей двигателя:
ηе=Qe/Q0,
где Qe – теплота, преобразованная в полезную эффективную работу (Qe=3600 Ne); Q0 – теплота, подведённая в результате сгорания топлива (Q0=GтHu).
Тогда
ηе=3600/(Ne/(GтHu))=3600/Huge.
Для карбюраторных двигателей ηе=0,22-0,30; для дизельных двигателей ηе=0,3-0,4.
Удельный эффективный расход топлива ge – расход топлива на единицу эффективной мощности. Он также служит для оценки экономических показателей двигателя.
ge=(Gт/Ne)•103.
Для автотракторных двигателей значения ge находятся в пределах:
1) – для карбюраторных двигателей 290-330;
2) – для дизельных двигателей 220-260 г/кВт•ч.
Анализ выражений для индикаторных и эффективных показателей позволяет записать их связь с механическим КПД:
Ne=Niηм; ηе=ηiηм; gi=geηм;
pe=piηм; gi/ge=ηм; ge=gi/ηм.