Эффективные показатели двигателя


* * *

Развиваемая в цилиндрах двигателя индикаторная мощность затрачивается на совершение эффективной работы, а также на преодоление трения в движущихся деталях и привод вспомогательных механизмов (ГРМ, масляного, топливного и водяного насосов, генератора, вентилятора, компрессоров и прочего).

Условная мощность механических потерь представляет собой сумму всех, затрачиваемых в самом двигателе, мощностей:

Nм.п=Nтр+Nнас+Nвсп+Nк,

где Nм.п – суммарная мощность условных механических потерь; Nтр – мощность, затрачиваемая на трение; Nнас – мощность, затрачиваемая на насосные потери (выпуск и впуск); Nвсп – мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных механизмов; Nк – мощность, затрачиваемая на привод продувочного насоса либо компрессора.

Эффективная мощность Nе, снимаемая с коленвала, меньше индикаторной настолько, сколько мощности уходит на условные механические потери:

Nе= Ni-Nм.п.

Среднее эффективное давление pе является величиной, равной разнице между pi(среднее индикаторное давление) и pм.п (давление, которое идёт на преодоление условных механических потерь).

Значение pе для четырёхтактных двигателей ограничено следующими пределами:

1) – для карбюраторных двигателей 0,6-1,0;

2) – для дизельных двигателей (без наддува) 0,5-0,9;

3) – для дизельных двигателей (с наддувом) 0,7-2,0.

Эффективная мощность двигателя, как и индикаторная мощность, может быть выражена через среднее эффективное давление:

Nе=(2peVhni)/τ.

Для оценки механических потерь в двигателе служит условный механический КПД:

ηм= Nе/Ni=pe/pi.

Механический КПД отражает степень снижения индикаторной мощности на пути к коленвалу двигателя. Чем ηм выше, тем меньше в двигателе механических потерь и лучше его экономические и мощностные показатели. Факторы, влияющие на механический КПД:

1) – скоростной режим работы двигателя;

2) – нагрузочный режим работы двигателя;

3) – тепловое состояние двигателя;

4) – качество смазки.

В современных четырёхтактных двигателях ηм при максимальной мощности равен:

1) – для карбюраторных двигателей 0,7-0,85;

2) – для дизельных двигателей 0,7-0,82.

Эффективный КПД ηе служит для оценки экономических показателей двигателя:

ηе=Qe/Q0,

где Qe – теплота, преобразованная в полезную эффективную работу (Qe=3600 Ne); Q0 – теплота, подведённая в результате сгорания топлива (Q0=GтHu).

Тогда

ηе=3600/(Ne/(GтHu))=3600/Huge.

Для карбюраторных двигателей ηе=0,22-0,30; для дизельных двигателей ηе=0,3-0,4.

Удельный эффективный расход топлива ge – расход топлива на единицу эффективной мощности. Он также служит для оценки экономических показателей двигателя.

ge=(Gт/Ne)•103.

Для автотракторных двигателей значения ge находятся в пределах:

1) – для карбюраторных двигателей 290-330;

2) – для дизельных двигателей 220-260 г/кВт•ч.

Анализ выражений для индикаторных и эффективных показателей позволяет записать их связь с механическим КПД:

Ne=Niηм; ηеiηм; gi=geηм;

pe=piηм; gi/geм; ge=giм.

17*

Яндекс.Метрика