Длительная работа двигателя ЗИЛ-130 с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма – обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
При любой разборке двигателя, прошедшего более 70000 км, требуется проверять состояние пружин (10) [рис. 1] и шариков механизма вращения впускного клапана.
Рис. 1. Выпускной клапан и механизм вращения.
1) – Выпускной клапан;
2) – Неподвижный корпус;
3) – Шарик;
4) – Упорная шайба;
5) – Замочное кольцо;
6) – Пружина клапана;
7) – Тарелка пружины клапана;
8) – Сухарь клапана;
9) – Дисковая пружина механизма вращения;
10) – Возвратная пружина механизма вращения;
11) – Натриевое наполнение;
12) – Жаропрочная наплавка рабочей фаски клапана;
13) – Заглушка.
При обнаружении на витках пружины следов износа пружину нужно повернуть изношенным участком вниз. При сборке механизма вращения клапана необходимо обратить внимание на правильность установки шариков и пружин. При правильной сборке должны быть расположены позади шариков относительно выбранного направления вращения.