Карданный вал трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 [рис. 1] полый, открытого типа, с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках. Это труба, на обоих концах которой приварены вилки карданных шарниров.
Рис. 1. Карданный вал трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Скользящая вилка;
2) – Труба;
3) – Вилка;
4) – Крестовина;
5) – Обойма игольчатого подшипника;
6) – Стопорное кольцо;
7) – Фланец;
8) – Манжета;
9) – Отражатель;
10) – Защитная муфта;
11) – Иголки подшипника.
Конструкция карданного шарнира включает в себя фланец (7), вилку (3), крестовину (4). Обоймы (5) игольчатых подшипников (с иголками (11)), в которые входят цапфы крестовины, размещены в отверстиях фланца и вилки. Посредством стопорных колец (6) обоймы удерживаются во фланце (7) и вилке (3). Чтобы удержать смазку в подшипниках и предотвратить попадание в них пыли, грязи и воды на цапфы крестовины (4) устанавливаются резиновые самоподжимные манжеты (8), защищённые отражателями (9). Помимо этого, стык дополнительно уплотнён полиэтиленовой муфтой (10). Карданный вал в сборе подлежит обязательной балансировке.
Скользящая вилка (1) либо (15) вращается на двух подшипниках скольжения (13) [рис. 2].
Рис. 2. Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Зубчатый венец (шестерня) муфты;
2) – Фрикционная муфта;
3) – Барабан;
4) – Поршень;
5) – Полумуфта;
6) – Пружина;
7) – Вал;
8) – Золотник крана;
9) – Вилка;
10) – Кран;
11) – Соединительная втулка;
12) – Вал;
13) – Биметаллические втулки;
14) – Манжеты;
15) – Скользящая вилка;
А) – Рабочая полость цилиндра фрикционной муфты;
Б) – Канал;
В) – Канал;
Г) – Канал.
К данным подшипникам принудительно под давлением 0,19 МПа (2,0 кгс/см2) подаётся смазка, и уплотняется парой резиновых самоподжимных манжет (14). Появление распорных усилий при качании переднего ведущего моста исключено за счёт осевого перемещения вилки.
Фланец карданного вала (7) [рис. 1] соединён с фланцем ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста.
Для того чтобы предотвратить вытекание смазки между торцами фланцев установлена прокладка.
Во избежание наматывания на шарниры длинных стеблей и соломы применено ограждение карданного вала, которое подлежит демонтажу при работе трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 в других условиях.