Рис. 1. Схема работы очистки комбайна «Дон».
1) – Транспортная доска;
2) – Распределительный шнек шасталки;
3) – Шасталка (автономное домолачивающее устройство);
4) – Колосовой элеватор;
5) – Верхнее решето очистки;
6) – Задняя надставка верхнего решета;
7) – Передняя надставка верхнего решета;
8) – Нижнее решето очистки;
9) – Колосовой шнек;
10) – Зерновой шнек;
11) – Вентилятор.
Механизм привода очистки состоит из колебательного (приводного) вала (19) с эксцентриками (21) и шатунами (24); двуплечих рычагов (25), связанных посредством сайлент-блоков (32) в верхней части с осью (31) транспортной доски, а в нижней части – напрямую с осями нижнего решётного стана. Осью (31) передаются колебательные движения от шатунов транспортной доске и верхнему решётному стану. Справа на валу (19) имеется звёздочка (28) датчика (27) частоты вращения колебательного вала. Приводной вал (19) вращается в подшипниках (18) и (20), корпуса которых устанавливаются на рифлёных пластинах (29) рамы молотилки.
На концах вала при помощи гаек (23) плотно посажены и зафиксированы шпонками эксцентрики (21) с напрессованными на них шарикоподшипниками (22) для опоры головок шатунов (24). При помощи клиновой шпонки на ступице левого эксцентрика закреплён приводной двухручьевой шкив (17). Колебательный вал очистки приводится во вращение двумя клиновыми ремнями от контрпривода вентилятора.
Различие верхнего и нижнего решёт состоит в размерах гребёнок (гребёнки меньших размеров у нижнего решета) и в конструкции рамок.
Гребёнки (12) привариваются к осям (13) точечной сваркой. Оси (13) жалюзи свободно укладываются в пазы деревянных планок по краям решета и в лунки всех продольных разделителей и закрепляются прижимными рёбрами, прикреплёнными к разделителю болтами.
Резиновые прокладки, установленные между рёбрами и осями, исключают свободные движения осей в лунках при работе очистки. Оси всех жалюзи решета выполняются в средней части с коленами, взаимодействующими с рейкой (14), которая связана с винтом конического зубчатого колеса (15). Второе коническое зубчатое колесо (15) посажено на квадратный вал, выходящий за пределы панели молотилки. Путём вращения маховика можно перемещать рейку (14) в осевом направлении и изменять таким образом угол отклонения жалюзи в диапазоне от 0 до 70 градусов.
Рис. 2. Кинематическая схема подвески и привода транспортной доски и решётных станов сепаратора зернового вороха комбайна «Дон».
Рис. 3. Механизм регулировки открытия жалюзи решёт комбайна «Дон».
12) – Жалюзи решета;
13) – Ось жалюзи;
14) – Рейка;
15) – Зубчатые колёса;
16) – Вал с маховичком.
Рис. 4. Кривошипно-шатунный механизм привода очистки комбайна «Дон».
17) – Шкив;
18) – Подшипник;
19) – Приводной вал;
20) – Подшипник;
21) – Эксцентрик;
22) – Подшипник;
23) – Гайка;
24) – Шатун;
25) – Двуплечий рычаг;
26) – Обойма;
27) – Датчик частоты вращения приводного вала очистки;
28) – Звёздочка датчика;
29) – Рифлёная пластина;
30) – Резиновая втулка;
31) – Ось;
32) – Резиновая втулка.