Клапан расхода (VII) [рис. 1] служит для направления к гидроцилиндрам поворота требуемого объёма масла независимо от подачи насоса, за счёт чего обеспечивается одинаковая скорость поворота при любом скоростном режиме работы дизельного двигателя.
Рис. 1. Схема рулевого управления трактора Т-150К.
I – Тяга обратной связи;
II – Рулевой механизм;
III – Запорный клапан;
IV – Рулевая колонка;
V – Бак;
VI – Распределитель;
VII – Клапан расхода;
VIII – Насос;
IX – Силовой цилиндр;
1) – Кронштейн крепления силового цилиндра;
2) – Трубопровод;
3) – Трубопровод;
4) – Трубопровод;
5) – Сошка;
6) – Сектор;
7) – Червяк;
8) – Пружина клапана;
9) – Грибовидный клапан;
10) – Плунжер;
11) – Грибовидный клапан;
12) – Пружина клапана;
13) – Золотник распределителя;
14) – Фильтр заливной горловины;
15) – Плунжер;
16) – Пружина плунжеров;
17) – Плунжер;
18) – Трубопровод;
19) – Трубопровод;
20) – Трубопровод;
21) – Фильтр всасывания;
22) – Трубопровод;
23) – Поворотный рычаг тяги;
24) – Поворотный рычаг гидроцилиндра;
25) – Поворотный рычаг гидроцилиндра;
26) – Трубопровод.
Регулирующая деталь клапана расхода – золотниковый клапан с демпферным отверстием, которое создаёт сопротивление перетеканию рабочей жидкости, идущей от насоса к распределителю. При этом чем выше подача насоса, тем больше будет избыточное давление перед клапаном, которое уравновешивается пружиной. Усилие пружины регулируется таким образом, чтобы в случае превышения определённой подачи (27 л/мин) золотниковый клапан перепускал лишнее масло на слив. В корпусе клапана расхода смонтирован предохранительный клапан системы.