Принцип работы рулевого управления колёсных тракторов с шарнирно сочленённой рамой


* * *

В процессе движения трактора, когда рулевое колесо не вращают, золотник (13) [рис. 1] находится в нейтральном положении. Рабочая жидкость, засасываемая насосом (VIII) из бака (V) через клапан (VII) расхода подаётся к центральному ряду сверлений в корпусе распределителя и затем поступает в картер рулевого механизма (II). Из картера по трубопроводам (18) и (20) рабочая жидкость проходит через фильтр (14) заливной горловины в бак.

Схема рулевого управления трактора Т-150К

Рис. 1. Схема рулевого управления трактора Т-150К.

I – Тяга обратной связи;

II – Рулевой механизм;

III – Запорный клапан;

IV – Рулевая колонка;

V – Бак;

VI – Распределитель;

VII – Клапан расхода;

VIII – Насос;

IX – Силовой цилиндр;

1) – Кронштейн крепления силового цилиндра;

2) – Трубопровод;

3) – Трубопровод;

4) – Трубопровод;

5) – Сошка;

6) – Сектор;

7) – Червяк;

8) – Пружина клапана;

9) – Грибовидный клапан;

10) – Плунжер;

11) – Грибовидный клапан;

12) – Пружина клапана;

13) – Золотник распределителя;

14) – Фильтр заливной горловины;

15) – Плунжер;

16) – Пружина плунжеров;

17) – Плунжер;

18) – Трубопровод;

19) – Трубопровод;

20) – Трубопровод;

21) – Фильтр всасывания;

22) – Трубопровод;

23) – Поворотный рычаг тяги;

24) – Поворотный рычаг гидроцилиндра;

25) – Поворотный рычаг гидроцилиндра;

26) – Трубопровод.

Вращение рулевого колеса передаётся через вал колонки и вал рулевого механизма к червячной передаче. Сектор (6) червячной передачи, связанный через сошку (5) и тягу (1) с задней полурамой, не может обкатываться по червяку, потому что полости гидроцилиндров заперты и поворота не происходит. Вал же рулевого механизма на расстоянии зазора способен перемещаться в осевом направлении и червячная пара начинает работать как винт и гайка.

При повороте рулевого колеса вправо червяк навинчивается по червячному сектору и вал рулевого механизма с золотником смещается вниз. При этом верхняя упорная шайба, воздействуя на плунжеры (15), сжимает пружины (16), усилие которых воспринимается как усилие на рулевом колесе. Золотник (13) смещаясь вниз, отъединяет нагнетающую полость насоса от сливной магистрали и соединяет её с полостью грибовидного клапана (9), а сливную магистраль – с полостью клапана (11).

Под давлением рабочей жидкости открывается клапан (9) и она поступает в полость (А) гидроцилиндров. Одновременно рабочая жидкость сдвигает плунжер (10) запорного клапана, который своим хвостовиком открывает клапан (11), соединяя полости (Б) цилиндров со сливом. Поршни гидроцилиндров совершают рабочий ход, поворачивая полурамы трактора вправо. При повороте полурам рычаг (23) перемещает тягу обратной связи вперёд. При этом поворачиваются сошка (5) и сектор (6). Последний перемещает червяк вверх, стремясь установить золотник в нейтральное положение и прекратить поворот полурам трактора. Пока скорость вращения рулевого колеса больше скорости воздействия обратной связи на золотник, полурамы трактора поворачиваются. С прекращением вращения рулевого колеса уменьшается реакция взаимодействия червяка и сектора и возвратные пружины (16) через плунжеры (15) и (17) устанавливают золотник распределителя в нейтральное положение. Поворот трактора прекращается. Грибовидные клапаны под воздействием пружин запирают гидроцилиндры и направление движения трактора стабилизируется. Такой же порядок работы механизмов рулевого управления и при левом повороте.

Так как цилиндры (IX) поворота одновременно прикреплены к передней и задней полурамам трактора, то при наезде на препятствие и возникновении усилий, стремящихся взаимно повернуть полурамы вокруг вертикального шарнира, штоки цилиндров с поршнями будут стремиться вытеснить рабочую жидкость из одной полости цилиндров. Однако этому препятствуют закрытые клапаны (9) и (11), прижимаемые пружинами (8) и (12) к своим сёдлам. Взаимный поворот полурам трактора не происходит.

Рулевые управления тракторов К-701 и К-700А («Кировец») – устроены аналогично.

17*

Яндекс.Метрика