Коленчатый вал (17) [рис. 1] опирается на три коренных подшипника. Он изготавливается из хромистой стали 45Х. Шатунные шейки развёрнуты друг по отношению к другу на 180 градусов. Шейки закалены ТВЧ (токи высокой частоты). От первой шатунной шейки просверлены два масляных канала диаметром 8,5 мм: один к первой коренной шейке, а другой через вторую коренную шейку ко второй шатунной шейке. От второй шатунной шейки просверлен канал к третьей коренной шейке. Вторая коренная шейка имеет ещё пару взаимоперпендикулярных отверстий для забора масла из магистрали в блок-картере и распределения по каналам ко всем шатунным и коренным шейкам вала.
Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-21 трактора Т-25.
1) – Шкив привода вентилятора и генератора;
2) – Специальный болт;
3), 4) – Ведущая шестерня привода масляного насоса и распределения;
5), 11), 15) – Вкладыши шатунного и коренного подшипников;
6) – Шатун;
7), 8) – Маслосъёмные и компрессионные кольца;
9) – Поршень;
10), 18) – Верхнее и нижнее упорные полукольца;
12) – Маховик с венцом;
13) – Самоподжимной сальник;
14) – Подшипник;
16) – Гайка шатунного болта;
17) – Коленчатый вал;
18) – Противовес;
19) – Поршневой палец.
Наклонные каналы заглушены коническими пробками со стороны щёк шатунных шеек.