Колёса тракторов Т-40 и Т-40А


* * *

Ведущие и направляющие колеса обеспечивают движение тракторов Т-40 и Т-40А, а также передают их вес на опорную поверхность. Пневматические шины смонтированы на ободах передних колёс:

— у трактора Т-40 размерность шин 6,5-16;

— у трактора Т-40А размерность шин 11-38.

Переднее направляющее колесо трактора Т-40 включает в себя литую чугунную ступицу, осевую цапфу и обод с шиной.

Обод (15) [рис. 1] прикреплён к ступице (14) посредством трёх накладок (16) и болтов (3). К ободу накладка прижата вогнутой радиусной частью, а к литому выступу, расположенному на ступице – выпуклой. Одна из накладок размещается между бонками, которые приварены к ободу, и предназначена для удержания его от проворачивания относительно ступицы колеса.

Направляющее колесо трактора Т-40

Рис. 1. Направляющее колесо трактора Т-40.

1) – Камера;

2) – Покрышка;

3) – Болт;

4) – Осевая цапфа;

5) – Пыльник;

6) – Корпус уплотнения;

7) – Уплотнение;

8) – Роликоподшипник;

9) – Роликоподшипник;

10) – Корончатая гайка;

11) – Шайба;

12) – Крышка;

13) – Пробка заливного отверстия;

14) – Ступица;

15) – Обод;

16) – Накладка.

На обод установлена пневматическая шина, состоящая из камеры (1) и покрышки (2).

Направляющие реборды, выполненные на наружной (опорной) поверхности покрышки, служат для устранения бокового скольжения в процессе движения трактора, а также при его поворотах. Выходящий из отверстия в ободе вентиль предназначен для наполнения камеры воздухом. В шинах передних колёс трактора Т-40 нормальное давление должно составлять 1,4-2,5 кг/см2. Регулировка давления выполняется в зависимости от величины нагрузки, приходящейся на переднюю ось.

Ступица (14) колеса вращается на паре конических роликоподшипников (8) и (9), которые надеты на осевую цапфу. Подшипники упираются наружными обоймами в бурты ступицы. Бурт цапфы фиксирует внутреннюю обойму подшипника (8), а внутренняя обойма подшипника (9) поджата посредством корончатой гайки (10) и шайбы (11). Гайка используется для регулировки зазора в конических подшипниках. Нормальным считается такой осевой зазор, при котором вращение колеса происходит свободно и без заметного люфта. Для смазки подшипников применяется автотракторное масло, которое заливается во внутреннюю полость ступицы (на половину её объёма).

С наружной стороны полость ступицы закрыта крышкой (12), имеющей отверстие под заливную пробку (13). Между ступицей и крышкой устанавливается уплотнительная прокладка из картона.

Полость ступицы (с внутренней стороны) закрыта корпусом (6) уплотнения. В корпусе установлено уплотнение (7), в состав которого входят войлочный и каркасный сальники.

Между корпусом (6) и ступицей (14) установлена уплотнительная прокладка из картона.

Осевая цапфа (4) заканчивается фланцем прямоугольной формы, который служит для крепления колеса к валу осевой цапфы.

Во фланце выполнена пара отверстий для установочных штифтов, а также четыре резьбовых отверстия для болтов крепления.

Переднее направляющее колесо трактора Т-40А также является и ведущим, и укомплектовано шиной, снабжённой грунтозацепами.

Колесо включает в себя обод (4) [рис. 2], на котором установлена шина, и диск (3). Шесть фигурных кронштейнов (2), приваренных к ободу на равном расстоянии друг от друга, предназначены для скрепления обода с диском посредством болтов (1). Диск колеса крепится к ступице конечной передачи переднего ведущего моста.

Направляющее колесо трактора Т-40А

Рис. 2. Направляющее колесо трактора Т-40А.

1) – Болт;

2) – Кронштейн;

3) – Диск;

4) – Обод;

5) – Камера;

6) – Покрышка.

В шинах передних колёс трактора Т-40А нормальное давление должно составлять в зависимости от величины нагрузки, приходящейся на них – 1,2-2,5 кг/см2. Регулировка колеи направляющих колёс на тракторе Т-40А выполняется путём изменения положения выдвижного кронштейна переднего ведущего моста, а также перестановки диска относительно обода.

Заднее ведущее колесо тракторов Т-40 и Т-40А включает в себя диск (4) [рис. 3] и обод (3) с шиной. На ободе установлена пневматическая шина, состоящая из камеры (2) и покрышки (1). Наружная опорная поверхность покрышки снабжена грунтозацепами. Выходящий из специального отверстия в ободе вентиль (9), предназначен для наполнения камеры воздухом. В шинах задних колёс тракторов Т-40 и Т-40А нормальное давление должно составлять в зависимости от вида выполняемых работ – 0,8-1,5 кг/см2.

Заднее ведущее колесо тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 3. Заднее ведущее колесо тракторов Т-40 и Т-40А.

1) – Покрышка;

2) – Камера;

3) – Обод;

4) – Диск;

5) – Пластина;

6) – Болт;

7) – Гайка;

8) – Стойка;

9) – Вентиль камеры.

Стойки (8), приваренные к ободу с внутренней стороны на одинаковом расстоянии друг от друга, служат для крепления диска (4) колеса посредством болтов (6).

Для крепления колеса к полуоси используются специальные болты с конусными головками, под которые специально выполнены конусные поверхности в отверстиях диска.

Изменение колеи задних колёс трактора осуществляется путём перестановки обода относительно диска (стойки (8) приварены к ободу не симметрично), а также разворота диска выпуклой стороной наружу либо внутрь по отношению к фланцу полуоси. Посредством указанных перестановок возможно получение колеи в пределах 1218-1926 мм [рис. 4].

Схема регулировки колеи ведущих колёс тракторов Т-40 и Т-40А

Рис. 4. Схема регулировки колеи ведущих колёс тракторов Т-40 и Т-40А.

Для работы в узких междурядьях трактор комплектуется узкими ободьями с установленными на них шинами размерностью 9-42. Для крепления ободьев используются диски колёс 11-38. Для шин 9-42 допустимые пределы давления составляют 1,2-2 кг/см2.

Регулировка сходимости направляющих колёс тракторов Т-40 и Т-40А. С целью обеспечения устойчивого движения, а также облегчения процесса управления трактором следует периодически контролировать сходимость направляющих колёс. Передние колёса тракторов Т-40 и Т-40А должны иметь сходимость не более 4 мм.

Порядок регулировки сходимости передних колёс:

1) – установка сошки рулевого управления и направляющих колёс параллельно оси трактора;

2) – замер расстояния между шинами на уровне оси колеса сначала сзади передней оси, а затем после поворота обоих колёс на 180 град. (либо перекатывание трактора на соответствующую величину) спереди и строго между теми же точками, по которым выполнялся первый замер;

3) – замеренное сзади оси расстояние между шинами должно превышать расстояние спереди на 0-4 мм.

Данная сходимость устанавливается посредством изменения длины тяги, которая соединяет сошку рулевого управления с поворотными рычагами. Для этого необходимо отвернуть корончатую гайку (31) [рис. 5] хвостовика шарового пальца (32) и отъединить тягу от поворотного рычага (17). Далее нужно отвернуть гайку (18) и путём свинчивания либо навинчивания наконечника (16) стержня, изменить длину тяги, обеспечивая заданную сходимость колёс. После этого требуется затянуть и законтрить гайки крепления.

Передний мост трактора Т-40

Рис. 5. Передний мост трактора Т-40.

1) – Вал осевой цапфы;

2) – Уплотнительное кольцо;

3) – Втулка;

4) – Упорное кольцо;

5) – Упорный подшипник;

6) – Маслёнка;

7) – Пружина;

8) – Кронштейн переднего колеса;

9) – Втулка;

10) – Уплотнительное кольцо;

11) – Уплотнительная шайба;

12) – Гайка;

13) – Болт;

14) – Гайка;

15) – Корончатая гайка;

16) – Наконечник стержней тяг;

17) – Поворотный рычаг;

18) – Гайка;

19) – Стержень тяги;

20) – Клиновой палец;

21) – Тяга;

22) – Гайка;

23) – Клин;

24) – Балка переднего моста;

25) – Ось качания балки;

26) – Сошка рулевого управления;

27) – Накладка;

28) – Хомут;

29) – Штифт;

30) – Шплинт;

31) – Корончатая гайка;

32) – Шаровой палец;

33) – Пружинное кольцо;

34) – Чехол;

35) – Пружинное кольцо;

36) – Большая сферическая шайба;

37) – Малая сферическая шайба;

38) – Отгибная пластинка;

39) – Пробка;

40) – Маслёнка;

41) – Пружина.

Регулировка сходимости направляющих колёс трактора Т-40А выполняется посредством поворота трубы рулевой тяги (за счёт укорачивания либо удлинения образующей длины рулевой тяги).

В процессе регулировки сходимости передних колёс трактора Т-40А колёса следует установить таким образом, чтобы при полном повороте руля вправо либо влево был одинаковый зазор (порядка  3 мм) между шпилькой крепления конечной передачи и упором кронштейна колеса [рис. 6].

Замер зазора между шпилькой и упором кронштейна колеса

Рис. 6. Замер зазора между шпилькой и упором кронштейна колеса.

1*

Яндекс.Метрика