В картере (1) [рис. 1] (цилиндре гидроусилителя) посредством винта (5) и сопряжённой с ним шариковой гайки (6) перемещается поршень-рейка (2), находящийся в зацеплении с зубчатым сектором вала (46) сошки.
Рис. 1. Рулевой механизм автомобиля КамАЗ с гидроусилителем.
1) – Картер гидроусилителя;
2) – Рейка-поршень;
3) – Магнитная пробка;
4) – Шайба;
5) – Винт;
6) – Шариковая гайка;
7) – Жёлоб на шариковой гайке;
8) – Шарик;
9) – Уплотнительное кольцо;
10) – Упорная крышка;
11) – Уплотнительное кольцо;
12) – Ведомая шестерня;
13) – Уплотнительное кольцо;
14) – Пружина плунжера;
15) – Уплотнительное кольцо;
16) – Упорный подшипник;
17) – Вогнутая шайба;
18) – Гайка;
19) – Передняя крышка;
20) – Золотник клапана управления;
21) – Реактивный плунжер;
22) – Корпус клапана управления;
23) – Пружина реактивных плунжеров;
24) – Уплотнительное кольцо;
25) – Регулировочная прокладка;
26) – Шариковый подшипник;
27) – Гайка;
28) – Ведущая шестерня;
29) – Игольчатый подшипник;
30) – Уплотнение ведущей шестерни;
31) – Корпус ведущей шестерни;
32) – Корпус углового редуктора;
33) – Плавающая втулка;
34) – Упорное кольцо;
35) – Распорное кольцо;
36) – Уплотнительное кольцо;
37) – Установочный винт;
38) – Регулировочный винт;
39) – Гайка;
40) – Уплотнительное кольцо;
41) – Боковая крышка;
42) – Упорное кольцо;
43) – Регулировочная шайба;
44) – Упорная шайба;
45) – Перепускной клапан;
46) – Вал сошки;
47) – Задняя крышка;
48) – Сальник вала сошки;
49) – Упорное кольцо сальника;
50) – Упорное кольцо наружной манжеты;
51) – Наружная манжета сальник;
52) – Упорная шайба.
Шариковая гайка (6) собрана с винтом (5) таким образом, что их профили формируют канал, по которому с незначительным сопротивлением перемещаются шарики (31 шт.). Для возвращения шариков при повороте винта от одного конца к другому в паз гайки вложен специальный разъёмный штампованный жёлоб (7).
На переднем конце винта (5) в двух упорных подшипниках (16) установлен клапан управления, корпус (22) которого крепится к корпусу (32) угловой передачи. В корпусе клапана управления выполнены три сквозных и три глухих отверстия. В сквозные отверстия вставлены шесть реактивных плунжеров (21) – по три с каждой стороны. В три глухих отверстия вставлены три плунжера, причём реактивный из них только один, а в двух других плунжерах собраны клапаны (в одном обратный, а в другом предохранительный).
Золотник (20), смонтированный в корпусе клапана, длиннее его, вследствие чего золотник вместе с винтом могут перемещаться в осевом направлении на 1,0-1,2 мм в каждую сторону. В среднее положение золотник и винт возвращаются под действием шести пружин (23) и (14), которые воздействуют на семь реактивных плунжеров (21), корпуса обратного и перепускного клапанов.