Для контроля за состоянием (давлением, температура, степень загрязнённости) и количеством масла, а также за состоянием механизмов и агрегатов (масляных радиаторов и фильтров) смазочной системы двигателя внутреннего сгорания применяются электрические либо механические контрольные устройства. Основная масса данных устройств функционирует в автоматическом режиме и не требует вмешательства оператора.
Работа смазочной системы контролируется посредством следующих приборов и устройств:
1) – Масломерная линейка (щуп) с метками (20) [рис. 1] – служит для контроля уровня масла в картере и располагается в трубке поддона;
2) – Мембранный (механический) либо электрический указатель давления – предназначен для контроля давления масла;
3) – Специальная сигнальная лампа (индикатор) либо электрический датчик давления – также используется для контроля давления масла.
Рис. 1. Схема комбинированной смазочной системы двигателя СМД-60.
1) – Поддон блок-картера;
2) – Маслозаборник;
3) – Масляный насос;
4) – Редукционный клапан основной нагнетательной секции масляного насоса;
5) – Сливной клапан;
6) – Компрессор;
7) – Перепускной клапан масляной центрифуги;
8) – Главная масляная магистраль;
9) – Наклонный канал в поперечной перегородке блок-картера;
10) – Масляная центрифуга;
11) – Трубка для подвода масла к турбокомпрессору;
12) – Канал для подвода масла в головку цилиндров;
13) – Отвод для замера давления масла на двигателях выпуска до 1976 г;
14) – Перепускной клапан фильтра турбокомпрессора;
15) – Фильтр турбокомпрессора;
16) – Подшипник ротора турбокомпрессора;
17) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
18) – Вертикальный канал в поперечной перегородке блок-картера;
19) – Маслозаливная горловина;
20) – Маслоизмерительный стержень (щуп);
21) – Обратный клапан системы предпусковой прокачки масла;
22) – Трубка для подвода масла к радиатору;
23) – Трубка для слива масла из радиатора;
24) – Насос предпусковой прокачки масла;
25) – Перепускной клапан насоса предпусковой прокачки;
26) – Предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса;
27) – Пробка сливного отверстия;
28) – Радиаторная секция масляного насоса;
29) – Основная нагнетательная секция масляного насоса;
30) – Масляная полость шатунной шейки коленчатого вала;
31) – Сверление в передней шейке распределительного вала;
32) – Сверления для слива масла из водяного насоса;
33) – Трубопровод для подвода масла к водяному насосу;
34) – Сапун;
35) – Масляный канал в стержне шатуна;
36) – Поперечное сверление в коренной шейке;
37) – Сверление в щеке для подвода масла к шатунной шейке;
38) – Опора шестерён топливного насоса;
39) – Топливный насос;
40) – Отвод для замера давления масла на двигателях с 1976 г;
41) – Штуцер для подвода масла к автомату угла опережения подачи топлива;
42) – Сверление в задней шейке распределительного вала;
43) – Маслоуспокоитель.