Контроль за давлением масла в смазочной системе осуществляется посредством расположенных на щитке приборов автомобиля либо трактора манометра (указатель давления масла) (10) [рис. 1] и контрольной лампы аварийного давления масла, которые соединены с датчиками (12) и (13) [рис. 2, д)] соответственно. Датчики установлены в каналах смазочной системы двигателя внутреннего сгорания.
Рис. 1. Смазочная система двигателя Д-240.
1) – Масляный радиатор;
2) – Маслозаливная горловина;
3) – Масляный фильтр;
4) – Масляный насос;
5) – Приёмник масляного насоса;
6) – Пробка насоса;
7) – Сливной клапан;
8) – Редукционный клапан;
9) – Клапан фильтра;
10) – Манометр;
11) – Масляный картер.
Рис. 2. Смазочная система двигателя ЗМЗ-53.
А) – Принципиальная схема:
1) – Масляный радиатор;
2) – Кран включения радиатора;
3) – Предохранительный клапан;
4) – Канал в оси коромысел;
5) – Центрифуга;
6) – Канал для подачи масла к головкам;
7) – Главная масляная магистраль;
8) – Канал подвода масла к коренным подшипникам;
9) – Масляная магистраль центрифуги;
10) – Верхняя секция масляного насоса;
11) – Нижняя секция масляного насоса;
12) – Трубка маслоприёмника;
13) – Маслоприёмник;
14) – Масляный картер;
15) – Полость в шатунной шейке;
16) – Канал в коленчатом валу для подвода масла к шатунной шейке;
17) – Наружная трубка подвода масла к центрифуге;
18) – Трубка отвода масла из масляного радиатора;
Б) – Схема подачи масла к правой головке;
В) – Схема подачи масла к левой головке через четвёртую опору распределительного вала:
1) – Канал в блоке;
2) – Главная масляная магистраль;
3) – Сверление для подвода масла к шейке распредвала;
4) – Канал в блоке;
5) – Канавки в шейках распредвала;
6) – Втулка;
7) – Шейка распредвала;
8) – Канал в распредвале;
Г) – Схема подвода масла к упорному фланцу распределительного вала:
1) – Первая опора распределительного вала;
2) – Отверстие в опоре;
3) – Отверстие во втулке;
4) – Отверстие в опоре;
5) – Блок цилиндров;
Д) – Расположение масляных каналов в передней перегородке блока:
1) – Кран радиатора;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Канал подвода масла к крану радиатора;
4) – Пробка редукционного клапана;
5) – Канал подвода масла к коренному подшипнику;
6) – Главная магистраль;
7) – Канал подвода масла к шейке распредвала;
8) – Резервная магистраль;
9) – Канал подвода масла к резервной магистрали;
10) – Канал подвода масла к датчику;
11) – Штуцер;
12) – Датчик манометра;
13) – Датчик контрольной лампы давления масла.