Маслопроводы и арматура трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Узлы гидросистемы трактора Т-40 (Т-40А) связаны посредством маслопроводов, выполненных из металлических труб, а также резиновых шлангов.

Всасывающий маслопровод (от бака к насосу) и сливной (от распределителя к баку) имеют увеличенное сечение, чтобы предотвратить создание потоку масла излишнего сопротивления. Для соединения маслопроводов с узлами, а также между собой, применяются переходные штуцеры. В магистрали, которая подводит масло к силовому и выносным цилиндрам в процессе подъёма орудия, интегрированы замедлительные клапаны. Они ввёртываются в резьбовое отверстие цилиндра вместо штуцера.

Выводы к выносным цилиндрам (с левой и правой сторон трактора) оснащены запорными устройствами. Выведенные назад маслопроводы заканчиваются штуцерами, к которым (при необходимости) присоединяются разрывные муфты и шланги.

Разрывные муфты и запорные устройства облегчают процесс присоединения и отъединения шлангов, а также защищают гидросистему от попадания грязи и предотвращают утечку масла. Помимо этого, разрывная муфта при размыкании предохраняет от разрыва шланги в случае самопроизвольного расцепления орудия, соединённого с трактором.

Замедлительные клапаны предназначены для уменьшения скорости опускания орудий и предохранения их от поломок и резких ударов.

Запорное устройство включает в себя пару корпусов (5) и (9) [рис. 1], соединённых гайкой (8). Шариковые клапана (7) при этом сжаты вместе, и проход для масла открыт. Для предотвращения сдвигания шариков потоком масла в одну сторону и перекрытия ими проходного сечения, под шарики поставлены крестовины (3), которые препятствуют смещению. Кольцо (6) из маслостойкой резины уплотняет корпуса, вследствие чего гайку (8) при соединении нужно затягивать не туго, а завёртывать её от руки до конца резьбы. Левая часть запорного устройства закреплена на тракторе неподвижно и соединена с маслопроводом посредством штуцера (1).

Запорное устройство гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Запорное устройство гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А.

А) – Шариковые клапаны сомкнуты;

Б) – Шариковые клапаны разомкнуты;

1) – Штуцер;

2) – Уплотнительная шайба;

3) – Крестовина;

4) – Пружина клапана;

5) – Левый корпус;

6) – Уплотнительное кольцо;

7) – Шариковый клапан;

8) – Накидная гайка;

9) – Правый корпус;

10) – Штуцер;

11) – Накидная гайка шланга.

К штуцеру (10) правой части присоединяется шланг от цилиндра, смонтированного на орудии. При отцеплении машины либо орудия необходимо отвернуть гайку (8), при этом шарики под воздействием пружины (4) и давления масла запрут отверстия в обеих половинах устройства, тем самым загерметизировав систему. Правая половина отсоединяется от левой.

Разрывная муфта аналогична по конструкции, с той лишь разницей, что две её части между собой соединены посредством шарикового замка, а не гайки. Правый корпус (4) [рис. 2] муфты крепится на орудии с помощью входящего в комплект трактора кронштейна, втулкой (10), вводимой в отверстие кронштейна и стопорящейся пружинным кольцом, которое входит в канавку.

Разрывная муфта гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 2. Разрывная муфта гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А.

А) – Шариковые клапаны сомкнуты;

Б) – Шариковые клапаны разомкнуты;

1) – Штуцер;

2) – Уплотнительная шайба;

3) – Левый корпус;

4) – Правый корпус;

5) – Уплотнительное кольцо;

6) – Упорная втулка;

7) – Шариковый фиксатор;

8) – Стопорное кольцо;

9) – Пружина запорной втулки;

10) – Запорная втулка;

11) – Штуцер;

12) – Шариковые клапаны;

13) – Крестовина;

14) – Пружина клапана.

К левому корпусу (3) подключается шланг, идущий от гидросистемы трактора, а к правому корпусу – от смонтированного на орудии гидроцилиндра. В случае аварийного натяжения шланг, подсоединённый к левой половине, за счёт сжатия пружины (9) сместит муфту влево по отношению к неподвижно закреплённой втулке (10) до такой степени, что шариковые фиксаторы (7) выйдут из-под неё и разойдутся. Произойдёт разъединение корпусов (3) и (4). Шариковые фиксаторы закреплены в гнёздах левого корпуса от выпадания. Разъединение разрывных муфт происходит от усилия в 10 кг.

Процесс соединения разрывных муфт. Путём нажатия на шланг необходимо выдвинуть корпус (4) из втулки (3) и постепенно отпустить, пока шарики не зайдут под бурт втулки (10).

Необходимо учитывать подвижность правого корпуса муфты при её монтаже и подсоединять к ней резиновые шланги, а не металлические маслопроводы.

Замедлительный клапан устанавливается в резьбовое отверстие цилиндра вместо штуцера.

В корпус (2) [рис. 3] клапана установлена шайба (3) с калиброванным отверстием. От выпадания шайбу предохраняет завальцованный край корпуса. Потоком масла шайба отжимается к завальцовке и масло начинает идти не только через отверстие шайбы, но и через зазоры между корпусом клапана и шайбой. При опускании орудия масло из цилиндра выходит. При этом шайба плотно прилегает к торцу расточки корпуса клапана [отражено на рис. 3], и масло идёт только через её отверстие, чьё сечение подобрано таким образом, чтобы опускание орудия происходило медленно.

Замедлительный клапан гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 3. Замедлительный клапан гидравлической системы трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Штифт;

2) – Корпус;

3) – Шайба.

Клапаны маркируются с целью предотвращения ошибок в процессе монтажа. Клапаны с цифрой I  устанавливаются только в цилиндры Ц-55, с цифрой II – в цилиндры Ц-75, а с цифрой III – в цилиндры Ц-90 и Ц-100.

Расположенное в крышке цилиндра отверстие, куда при подъёме орудия подаётся масло, снабжено меткой «П». В него и устанавливается замедлительный клапан. Если для подъёма орудия применяется ход цилиндра на втягивание штока, то клапан устанавливается в отверстие, снабжённое меткой «О».

При неправильной установке клапана произойдёт увеличение сопротивления потоку масла при подъёме, вследствие чего он замедляется и происходит преждевременное возвращение золотника распределителя в нейтральное положение.

Опускание орудия в таком случае будет быстрым и резким.

Схема маслопроводов гидросистемы трактора Т-40 (Т-40А) и конструкция входящих в неё узлов рассчитаны на присоединение гидроцилиндров двухстороннего действия.

Цилиндры, которыми оснащаются тракторы Т-40 и Т-40А, работают как цилиндры одностороннего действия. Иными словами, орудие поднимается под давлением масла, а опускается под воздействием собственного веса. В данном случае только полость подъёма цилиндров соединяется посредством шланга через замедлительный клапан с выводом гидравлической системы на тракторе, который подключён к отверстию «П» распределителя. Второй шланг не устанавливается, а вместо его штуцера в цилиндр ввёртывается сапун [рис. 4], которым комплектуется трактор.

Сапун

Рис. 4. Сапун.

1) – Корпус;

2) – Набивка;

3) – Шайба;

4) – Шплинт.

Сапун служит для сообщения нерабочей полости цилиндра с атмосферой и предотвращения засасывания в неё пыли.

Незадействованные выводы магистралей трактора заглушаются.

При подъёме орудия следует установить рукоятку распределителя в положение «подъём», а при опускании —  в положение «плавающее».

В положении «опускание» не нужно задерживать рукоятку ввиду того, что соответствующая магистраль заглушена, а это значит, что гидросистема будет работать на предохранительный клапан, вследствие чего произойдёт перегрев масла.

Цилиндры одностороннего действия нуждаются в меньшем количестве шлангов и соединительной арматуры, что позволяет ускорить монтаж/демонтаж орудий.

Гидрозамок служит для снижения осадки поднятого орудия, которая возникает из-за постепенного вытекания масла из гидроцилиндра через зазоры в золотниках распределителя. Гидрозамок устанавливается в магистрали между гидроцилиндром и распределителем. В основе гидрозамка лежит автоматический клапан, который отключает от распределителя магистраль, находящуюся под давлением от веса орудия после его подъёма.

При подъёме орудия поступающее от распределителя масло давит на толкатель (6) [рис. 5], заставляя его отойти вправо и освободить шариковый клапан (3). Торец толкателя при этом также нажимает на плунжер (7) и отводит его в крайнее правое положение.

Гидрозамок

Рис. 5. Гидрозамок.

1) – Корпус;

2) – Пробка;

3) – Шариковый клапан;

4) – Пружина клапана;

5) – Уплотнительное кольцо;

6) – Толкатель;

7) – Плунжер.

По окончании подъёма шариковый клапан под воздействием пружины (4) садится в своё гнездо, тем самым запирая обратный выход масла к распределителю из цилиндра.

При необходимости опускания орудия следует отжать шариковый клапан. Для этой цели предусмотрен плунжер (7).

В момент перевода рукоятки распределителя в положение «опускание» масло подаётся от распределителя в полость «О», давит на плунжер (7), который сдвигается влево и отжимает через толкатель (6) шариковый клапан от гнезда, отпирая гидрозамок и открывая маслу выход из полости «П» гидроцилиндра. Данное положение плунжера фиксируется посредством шарикового замка.

При опускании орудия посредством установки рукоятки распределителя в положение «плавающее», гидрозамок отпирается за счёт импульса давления в полости «О», который возникает в момент пребывания рычага распределителя в позиции «опускание» и положении «плавающее». Поэтому при наличии гидрозамка перевод рукоятки из «нейтрального» в «плавающее» положение должен выполняться плавно.

В случае резкого перевода рукоятки возможно несрабатывание гидрозамка, из-за чего орудие не опустится. Тогда необходимо перевести рукоятку в «нейтральное» положение и повторить движение более плавно, задержав рукоятку (кратковременно) в положении «опускание».

Гидрозамок не нуждается в регулировках и техническом обслуживании. Его можно устанавливать в магистрали не только основного, но и выносного цилиндров в том месте, где это необходимо, контролируя, чтобы полость цилиндра, которая находится под давлением от веса орудия, всегда соединялась с полостью «П» гидрозамка.

1*

Яндекс.Метрика