Масляный бак представляет собой резервуар, который питает маслом (рабочей жидкостью) агрегаты гидросистемы.
В баке происходит очистка масла, за счёт прохода через специальный фильтр, отстаивание от пузырьков воздуха, которые в него попали, а также охлаждение.
Корпус (14) масляного бака [рис. 1] выполнен из пары штампованных из листовой стали половин, которые сварены по контуру посредством контактной роликовой сварки.
Рис. 1. Масляный бак трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Заборный патрубок;
2) – Кронштейн крепления бака;
3) – Корпус фильтра;
4) – Фильтрующий элемент;
5) – Трубка фильтра;
6) – Резиновые уплотнительные кольца;
7) – Отражательная шайба;
8) – Регулировочная пробка;
9) – Пружина фильтрующих элементов;
10) – Поджимная крышка;
11) – Пружина клапана;
12) – Шариковый клапан;
13) – Горловина;
14) – Корпус масляного бака;
15) – Патрубок масломерной линейки;
16) – Масломерная линейка (щуп);
17) – Крышка фильтра;
18) – Пробка заливного отверстия;
19) – Отверстие для слива масла из гидроусилителя;
20) – Маслопровод для слива масла из гидроусилителя;
21) – Бонка сливного отверстия;
22) – Магнитная пробка.
В нижнюю часть корпуса вварен заборный патрубок (1), который соединяется с всасывающей магистралью насоса, а также резьбовая бонка (21) под магнитную пробку (22), закрывающую сливное отверстие.
В верхнюю часть бака вварены горловина (13) фильтра, а также патрубок (15) масломерной линейки (16), предназначенной для контроля уровня масла.
К трактору Т-40 (Т-40А) бак прикреплён посредством кронштейнов (2).
Забираемое насосом через патрубок (1) масло проходит узлы гидравлической системы и возвращается обратно в корпус (3) фильтра. На центральную трубку (5) фильтра надеты фильтрующие элементы (4), выполненные из частой латунной сетки.
Попавшие в масло посторонние частицы задерживаются на внешней поверхности фильтрующих элементов, тогда как очищенное масло через них поступает в бак. Пружина (9) сжимает фильтрующий комплект, а по обе стороны от него установлены резиновые уплотнительные кольца (6).
Отражательная шайба (7) закрывает фильтрующий комплект сверху и служит для распределения масляного потока по периферии корпуса.
В случае засорения фильтра, а также, если масло холодное, у фильтрующих элементов не будет возможности пропуска всего объёма масла, который подаётся насосом.
С целью предотвращения опасного для фильтра роста давления в центральной трубке установлен шариковый клапан (12), предназначенный для перепуска масла в случае превышения давлением значения в 3-3,5 кг/см2.
Кроме очистки циркулирующего в процессе работы гидросистемы масла, фильтр также служит для улавливания примесей, попадающих в бак при заправке масла.
Несмотря на это, бак следует заправлять чистым маслом и обязательно только рекомендованной для данного времени года марки.
Проверка уровня масла осуществляется линейкой (16), входящей в патрубок (15), приваренный к баку. К нему присоединяется трубка для сообщения полости бака с атмосферой, а также удерживания способной попасть в бак вместе с воздухом пыли. Также через трубку происходит удаление пены либо излишка масла в случае его налива выше уровня.
Стержень масломерной линейки снабжён парой меток. Верхняя метка показывает, до какого уровня необходимо наливать масло в процессе заправки.
Нижняя метка отражает минимальный допустимый уровень масла для функционирования гидросистемы трактора Т-40 (Т-40А). Если в баке мало масла, то оно перестанет успевать отстаиваться, начнёт греться и пениться, а подъём орудия будет медленным, с толчками и дрожанием.