Механическая трансмиссия [рис. 1, а)] состоит только из механических передач. Источник энергии – двигатель (1), от которого через сцепление (2), коробку передач (3) и карданные передачи (7) она поступает к раздаточной коробке (4), а затем – к переднему (6) и заднему (5) мостам с ведущими колёсами (8). На автомобилях и тракторах широкое распространение получила именно механическая трансмиссия. К достоинствам механической трансмиссии можно отнести высокое значение КПД, а к недостаткам – ступенчатое регулирование.
Рис. 1. Схемы трансмиссий.
а) – Механическая трансмиссия автомобиля 4х4:
1) – Двигатель;
2) – Сцепление;
3) – Коробка передач;
4) – Раздаточная коробка;
5) – Задний мост с дифференциалом;
6) – Передний мост с дифференциалом;
7) – Карданные передачи;
8) – Ведущие колёса;
б) – Электромеханическая трансмиссия трактора ДЭТ-250:
1) – Двигатель;
2) – Электрический генератор;
3) – Силовые кабели;
4) – Тяговый электродвигатель;
5) – Карданная муфта;
6) – Задний мост;
7) – Ведущие звёздочки;
в) – Гидрообъёмная трансмиссия трактора:
1) – Двигатель;
2) – Гидронасос;
3) – Трубопроводы;
4) – Гидромоторы;
5) – Ведущие колёса.
В качестве элементов механической трансмиссии, трансформирующих крутящий момент и скорость, применяют шестерённые передачи.
Передаточное число шестерённой пары можно представить как отношение числа зубьев ведомой шестерни (z2) к числу зубьев ведущей шестерни (z1).
i=z2/z1
Общее передаточное число шестерённой трансмиссии (iтр) равно произведению передаточных чисел коробки передач (iк.п) и заднего моста (i0).
iтр=iк.пi0