Механизм навески служит для крепления к трактору Т-40 (Т-40А) навесных орудий и машин сельскохозяйственного назначения, размещаемых сзади трактора, для подъёма их транспортное положение и перевода в рабочее положение путём опускания, а также для регулирования правильности хода рабочих органов в почве.
Орудие присоединяется к шаровым шарнирам, которые расположены в задних концах пары нижних продольных тяг (24) [рис. 1] центральной тяги (17). Продольные тяги передними концами шарнирно крепятся к оси (28), которая пропущена через выполненные в приливах корпуса трансмиссии отверстия.
Рис. 1. Механизм навески трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Силовой цилиндр;
2) – Кронштейн цилиндра;
3) – Установочная шпилька;
4) – Кронштейн;
5) – Корпус трансмиссии;
6) – Рычаг;
7) – Вал;
8) – Рычаг;
9) – Кронштейн рычагов;
10) – Кронштейн центральной тяги;
11) – Захват центральной тяги;
12) – Втулка;
13) – Маслёнка;
14) – Гайка;
15) – Шарнир;
16) – Болт центральной тяги;
17) – Центральная тяга;
18) – Палец шарнира раскоса;
19) – Серьга раскоса;
20) – Верхняя вилка раскоса;
21) – Контргайка;
22) – Правый раскос;
23) – Нижняя вилка раскоса;
24) – Продольная тяга;
25) – Контргайка;
26) – Блокировочная тяга;
27) – Левый раскос;
28) – Ось продольных тяг;
29) – Серьга гидрокрюка;
30) – Кронштейны тяг блокировки;
31) – Упорный болт;
32) – Рукав трансмиссии;
33) – Шпилька;
34) – Болт.
Передний шарнир центральной тяги смонтирован на пальце в кронштейне (10).
Продольные тяги соединяются раскосами (22) и (27) с рычагами (8), которые сидят на шлицах вала (7). На удлинённый конец вала (с левой стороны) также на шлицах посажен рычаг (6), который соединён с вилкой штока гидроцилиндра. Другой конец цилиндра прикреплён к кронштейну (2), привёрнутому к левому рукаву (32) трансмиссии посредством шпильки (33) и болта (34).
Вал (7) подъёмных рычагов поворачивается в запрессованных в расточки кронштейна (9) втулках. Кронштейн притянут болтами к задней плоскости корпуса, а также к разгружающему кронштейну (4), привёрнутому к верхней плоскости корпуса.
Шток гидроцилиндра при выдвижении поворачивает вал (7) и рычаги (8) через раскосы (22) и (27) поднимают продольные тяги, а также орудие, связанное с ними. Опускание орудия происходит при обратном ходе штока.
Боковое качание продольных тяг ограничивается (в определённых пределах) посредством цепей (блокировочных тяг (26)), чьи концы крепятся к расположенным на оси (28) кронштейна (30).
Иногда требуется жёсткое натяжение продольных тяг в поднятом (транспортном) положении и боковое качание их в опущенном (рабочем) положении орудия. Для этой цели на кронштейнах имеются болты (31), завёртывание которых до упора в корпус трансмиссии приводит к ограничению поворота кронштейнов (30) вокруг оси. В поднятом (транспортном) положении цепи в данном случае натягиваются и жёстко фиксируют от бокового раскачивания навесное орудие.
Бывает необходимость жёсткого закрепления орудия в боковом направлении не только в транспортном, но и в рабочем положении. Для этого нужно вывинтить болты (31) до конца таким образом, чтобы они не касались корпуса трансмиссии, а цепи следует натянуть.
Регулировка натяжения цепей выполняется посредством гайки и пары винтов с левой и правой резьбой.
Аналогичным образом регулируется длина центральной тяги и раскосов для придания орудию заданного положения.
Нижние вилки (23) раскосов соединяются с продольными тягами через продольные прорези либо круглые отверстия. При установке болта в круглое отверстие положение орудия будет жёстко зафиксировано продольными тягами, а при установке болта в прорезь – продольные тяги смогут перемещаться в пределах длины прорези (в вертикальной плоскости), тем самым позволяя навесному орудию приспосабливаться к рельефу почвы.
Кинематическая схема механизма навески трактора Т-40 и Т-40А представлена на [рис. 2]. Заглубление рабочих органов орудия в почву происходит под воздействием собственного веса орудия. Как правило, величина заглубления регулируется посредством опорных колёс орудия. При избытке веса увеличивается нагрузка на колёса орудия, а также сопротивление на их перекатывание.
Рис. 2. Кинематическая схема механизма навески трактора Т-40 и Т-40А.
Большое тяговое усилие приводит к буксованию ведущих колёс трактора. Для уменьшения буксования прибегают к увеличению сцепного веса трактора. В данном случае происходит передача действия части веса навесного орудия на ведущие колёса трактора.
В основе этого лежит принцип использования изменения направления силы сопротивления орудия за счёт перестановки точки прицепа.
При горизонтальном размещении прицепных тяг вес навесных (I) [рис. 3, А] и прицепных (II) орудий полностью передаётся на почву. Конструкция прицепного орудия представлена на [рис. 3, II, Б]. Если точка прицепа на тракторе выше, чем на орудии, то сила (Р1), которая действует вдоль сцепной тяги, прижимает заднюю часть трактора к земле и, создавая на задние колёса дополнительную нагрузку, увеличивает их сцепление с грунтом. При опускании точки прицепа на тракторе ниже, чем на орудии – у силы будет обратное действие.
Рис. 3. Схема догрузки ведущих колёс трактора Т-40.
Степень догрузки ведущих колёс трактора при трёхточечной навеске изменяется аналогично.
I – Навесное орудие;
II – Прицепное орудие;
А) – Горизонтальное положение тяг;
Б) – Положение тяг при увеличении сцепного веса;
Р1 – Усилие, догружающее задние колёса трактора;
Р2 – Усилие, уменьшающее давление орудия на почву.
При горизонтальном расположении нижних тяг механизма навески, согласно схеме [рис. 3, I, А], тяговое сопротивление орудия вызывает в центральной тяге сжимающее, а в нижних тягах растягивающее усилие, и вес орудия полностью передаётся на колёса и рабочие органы. В случае понижения точки крепления к трактору центральной тяги [рис. 3, I, Б], действующее по тяге сжимающее усилие останется практически неизменным, но на трактор оно будет воздействовать под углом вниз, а на орудие – вверх.
Догрузка трактора тем больше, чем больше наклон центральной тяги.
В кронштейне (10) [рис. 1] имеется несколько отверстий, предназначенных для регулировки догрузки.
Чтобы уменьшить буксование и увеличить сцепной вес трактора необходимо переставить центральную тягу на нижние отверстия.
Данное устройство для догрузки ведущих колёс в виде «гребёнки» с отверстиями носит название механического догружателя ведущих колёс (ДВК).