Механизм навески трактора Т-40 и Т-40А


* * *

Механизм навески служит для крепления к трактору Т-40 (Т-40А) навесных орудий и машин сельскохозяйственного назначения, размещаемых сзади трактора, для подъёма их транспортное положение и перевода в рабочее положение путём опускания, а также для регулирования правильности хода рабочих органов в почве.

Орудие присоединяется к шаровым шарнирам, которые расположены в задних концах пары нижних продольных тяг (24) [рис. 1] центральной тяги (17). Продольные тяги передними концами шарнирно крепятся к оси (28), которая пропущена через выполненные в приливах корпуса трансмиссии отверстия.

Механизм навески трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 1. Механизм навески трактора Т-40 и Т-40А.

1) – Силовой цилиндр;

2) – Кронштейн цилиндра;

3) – Установочная шпилька;

4) – Кронштейн;

5) – Корпус трансмиссии;

6) – Рычаг;

7) – Вал;

8) – Рычаг;

9) – Кронштейн рычагов;

10) – Кронштейн центральной тяги;

11) – Захват центральной тяги;

12) – Втулка;

13) – Маслёнка;

14) – Гайка;

15) – Шарнир;

16) – Болт центральной тяги;

17) – Центральная тяга;

18) – Палец шарнира раскоса;

19) – Серьга раскоса;

20) – Верхняя вилка раскоса;

21) – Контргайка;

22) – Правый раскос;

23) – Нижняя вилка раскоса;

24) – Продольная тяга;

25) – Контргайка;

26) – Блокировочная тяга;

27) – Левый раскос;

28) – Ось продольных тяг;

29) – Серьга гидрокрюка;

30) – Кронштейны тяг блокировки;

31) – Упорный болт;

32) – Рукав трансмиссии;

33) – Шпилька;

34) – Болт.

Передний шарнир центральной тяги смонтирован на пальце в кронштейне (10).

Продольные тяги соединяются раскосами (22) и (27) с рычагами (8), которые сидят на шлицах вала (7). На удлинённый конец вала (с левой стороны) также на шлицах посажен рычаг (6), который соединён с вилкой штока гидроцилиндра. Другой конец цилиндра прикреплён к кронштейну (2), привёрнутому к левому рукаву (32) трансмиссии посредством шпильки (33) и болта (34).

Вал (7) подъёмных рычагов поворачивается в запрессованных в расточки кронштейна (9) втулках. Кронштейн притянут болтами к задней плоскости корпуса, а также к разгружающему кронштейну (4), привёрнутому к верхней плоскости корпуса.

Шток гидроцилиндра при выдвижении поворачивает вал (7) и рычаги (8) через раскосы (22) и (27) поднимают продольные тяги, а также орудие, связанное с ними. Опускание орудия происходит при обратном ходе штока.

Боковое качание продольных тяг ограничивается (в определённых пределах) посредством цепей (блокировочных тяг (26)), чьи концы крепятся к расположенным на оси (28) кронштейна (30).

Иногда требуется жёсткое натяжение продольных тяг в поднятом (транспортном) положении и боковое качание их в опущенном (рабочем) положении орудия. Для этой цели на кронштейнах имеются болты (31), завёртывание которых до упора в корпус трансмиссии приводит к ограничению поворота кронштейнов (30) вокруг оси. В поднятом (транспортном) положении цепи в данном случае натягиваются и жёстко фиксируют от бокового раскачивания навесное орудие.

Бывает необходимость жёсткого закрепления орудия в боковом направлении не только в транспортном, но и в рабочем положении. Для этого нужно вывинтить болты (31) до конца таким образом, чтобы они не касались корпуса трансмиссии, а цепи следует натянуть.

Регулировка натяжения цепей выполняется посредством гайки и пары винтов с левой и правой резьбой.

Аналогичным образом регулируется длина центральной тяги и раскосов для придания орудию заданного положения.

Нижние вилки (23) раскосов соединяются с продольными тягами через продольные прорези либо круглые отверстия. При установке болта в круглое отверстие положение орудия будет жёстко зафиксировано продольными тягами, а при установке болта в прорезь – продольные тяги смогут перемещаться в пределах длины прорези (в вертикальной плоскости), тем самым позволяя навесному орудию приспосабливаться к рельефу почвы.

Кинематическая схема механизма навески трактора Т-40 и Т-40А представлена на [рис. 2]. Заглубление рабочих органов орудия в почву происходит под воздействием собственного веса орудия. Как правило, величина заглубления регулируется посредством опорных колёс орудия. При избытке веса увеличивается нагрузка на колёса орудия, а также сопротивление на их перекатывание.

Кинематическая схема механизма навески трактора Т-40 и Т-40А

Рис. 2. Кинематическая схема механизма навески трактора Т-40 и Т-40А.

Большое тяговое усилие приводит к буксованию ведущих колёс трактора. Для уменьшения буксования прибегают к увеличению сцепного веса трактора. В данном случае происходит передача действия части веса навесного орудия на ведущие колёса трактора.

В основе этого лежит принцип использования изменения направления силы сопротивления орудия за счёт перестановки точки прицепа.

При горизонтальном размещении прицепных тяг вес навесных (I) [рис. 3, А] и прицепных (II) орудий полностью передаётся на почву. Конструкция прицепного орудия представлена на [рис. 3, II, Б]. Если точка прицепа на тракторе выше, чем на орудии, то сила (Р1), которая действует вдоль сцепной тяги, прижимает заднюю часть трактора к земле и, создавая на задние колёса дополнительную нагрузку, увеличивает их сцепление с грунтом. При опускании точки прицепа на тракторе ниже, чем на орудии – у силы будет обратное действие.

Схема догрузки ведущих колёс трактора Т-40

Рис. 3. Схема догрузки ведущих колёс трактора Т-40.

Степень догрузки ведущих колёс трактора при трёхточечной навеске изменяется аналогично.

I – Навесное орудие;

II – Прицепное орудие;

А) – Горизонтальное положение тяг;

Б) – Положение тяг при увеличении сцепного веса;

Р1­ – Усилие, догружающее задние колёса трактора;

Р2 – Усилие, уменьшающее давление орудия на почву.

При горизонтальном расположении нижних тяг механизма навески, согласно схеме [рис. 3, I, А], тяговое сопротивление орудия вызывает в центральной тяге сжимающее, а в нижних тягах растягивающее усилие, и вес орудия полностью передаётся на колёса и рабочие органы. В случае понижения точки крепления к трактору центральной тяги [рис. 3, I, Б], действующее по тяге сжимающее усилие останется практически неизменным, но на трактор оно будет воздействовать под углом вниз, а на орудие – вверх.

Догрузка трактора тем больше, чем больше наклон центральной тяги.

В кронштейне (10) [рис. 1] имеется несколько отверстий, предназначенных для регулировки догрузки.

Чтобы уменьшить буксование и увеличить сцепной вес трактора необходимо переставить центральную тягу на нижние отверстия.

Данное устройство для догрузки ведущих колёс в виде «гребёнки» с отверстиями носит название механического догружателя ведущих колёс (ДВК).

1*

Яндекс.Метрика