Особенности конструкции пусковых систем дизельных двигателей


* * *

Пуск дизелей большинства отечественных тракторов осуществляется посредством пускового одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя П-10УД, а также его модификаций.

Двухцилиндровый пусковой двигатель можно встретить лишь на дизельных моторах тракторов ЧТЗ.

По многим сборочным единицам пусковые двигатели унифицированы. Устройство пускового двигателя П-10УД показано на схеме 1. Картер двигателя разъёмный, что дало возможность использовать подшипники качения для обеих опор коленвала. Состав коленчатого вала: пара полуосей; пара щёк, которые выполнены вместе с противовесами; палец кривошипа. Коленчатый вал и шатун, собранные воедино, не разбирают.

Устройство пускового двигателя П-10УД:

Устройство пускового двигателя П-10УД

1) – коленчатый вал; 2), 25) – манжеты; 3) – маховик; 4) – плита; 5) – поршневой палец; 6) – поршень; 7) – цилиндр; 8) – головка цилиндра; 9) – свеча; 10) – провод; 11) – выпускное окно; 12) – регулятор; промежуточная шестерня; 14) – картер; 15) – карбюратор; 16), 19), 32), 33) – рычаги; 17) – воздухоочиститель; 18) – тяга; 20) – регулировочный болт; 21), 22) – шестерни; 23)-26), 29) – подшипники; 27) – ролик; 28) – шатун; 30),31) – винты; 34)- корпус.

Между щеками и шатуном торцевой зазор должен быть от 0,2 до 0,4 мм. В верхнюю головку шатуна запрессовывается втулка из бронзы. Для прохода масла в головке и втулке изготавливаются отверстия, за счёт которых происходит смазка поршневого пальца.

Маховик и ведущая шестерня расположены на выходных концах полуосей, а уплотнены полуоси сальниками (самоподжимными манжетами). Для передачи вращения от электрического стартера маховик имеет зубчатый венец.

Цилиндр пускового двигателя имеет водяную рубашку. В его нижней части размещены впускные, выпускные и продувочные окна.

Выпускные окна совмещают цилиндр с глушителем (через наружный фланец); продувочные окна соединяют с кривошипной камерой, а выпускные – кривошипную камеру и беспоплавковый карбюратор.  Цилиндр фиксируется к верхней плоскости картера болтами. Разъём уплотнён прокладкой.

Поршень отливается из алюминиевого сплава (АЛ-10В). Кроме производственного, поршни и цилиндры П-10УД имеют два ремонтных размера.

Пусковой двигатель в разрезе фото

Чугунную головку крепят к верхней плоскости цилиндра четырьмя шпильками, а разъём уплотняют асбостальной прокладкой. В головке размещена камера сгорания, а также смонтированы кран для заливки топлива и продувки цилиндра и искровая свеча зажигания. Глушитель, карбюратор и подводящий воду патрубок располагают сбоку цилиндра.

Коробка для распределительных шестерён отлита в передней части картера. Плита, которой перекрыта коробка, снабжена отверстиями, с помощью которых устанавливаются регулятор и магнето.

При сборке необходимо совмещать метки К — К и М – М, потому что зажигание горючей смеси должно осуществляться в строго определённое время (27 градусов до верхней мёртвой точки).

Пусковой двигатель фото (общий вид)

Перекрытый с торца крышкой, картер маховика крепят к картеру с задней стороны. Часть крышки съёмная, что даёт возможность производить пуск двигателя с помощью пускового шнура.

В расточенное отверстие, расположенное в передней крышке маховика, монтируют электрический стартер, который фиксируют двумя болтами. Смазка трущихся поверхностей пускового двигателя происходит за счёт смеси паров масла и бензина, которые смешивают перед заливкой в топливный бак (отношение 1 : 20). У пускового двигателя картер сухой и имеет пробку для слива конденсата.

Пусковой двигатель фото (общий вид)

Система охлаждения пускового двигателя включена в систему охлаждения дизельного мотора. Во время работы пускового двигателя происходит его термосифонное охлаждение и вместе с тем прогрев пускаемого дизеля.

Состав системы питания пускового двигателя: воздушный фильтр; топливный бак; карбюратор, а также топливопровод.

Яндекс.Метрика