Полнопоточный сетчатый фильтр коробки передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 предназначается для грубой очистки масла, подаваемого насосом.
Конструкция фильтра включает в себя корпус (1) [рис. 1], который закрыт крышкой (2). В корпусе смонтирован набор сетчатых фильтрующих элементов (3), установленных на перфорированную трубку (4) и посредством пружины (5) сжатых в осевом направлении. Регулировка усилия пружины производится при помощи скобы (6), которая наворачивается на стяжную шпильку (7). Сжатие пружины происходит до того момента, пока шайба (8) не войдёт в поршень (9) заподлицо с его торцом. Набор фильтрующих элементов поджимает к крышке пружина (10), которая удерживается захватом (11).
Рис. 1. Полнопоточный сетчатый фильтр коробки передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Корпус;
2) – Крышка;
3) – Фильтрующий элемент;
4) – Перфорированная трубка;
5) – Пружина;
6) – Скоба;
7) – Стяжная шпилька;
8) – Шайба;
9) – Поршень;
10) – Пружина;
11) – Захват;
12) – Предохранительный клапан;
13) – Рукоятка.
Насос НМШ-25 подаёт масло в канал (А) корпуса фильтра. Очистка масла от механических частиц реализуется при прохождении через фильтрующие элементы. Далее по центральной трубке масло попадает в полость очищенного масла, а затем (по каналу (Б)) проходит в систему управления. Поршень (9), оснащённый резиновым уплотнительным кольцом, отделяет полости одну от другой.
В том случае, если фильтрующие элементы сильно загрязнены либо при низкой температуре окружающей среды, когда вязкость масла повышается, в момент начала работы насоса открывается предохранительный клапан (12), перепуская нефильтрованное масло в гидросистему КП. Клапан надлежит регулировать на давление 0,29-0,34 МПа (3,0-3,5 кгс/см2).
От состояния масла в гидросистеме коробки передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 зависит надёжность работы сборочных единиц и деталей трансмиссии.