Тракторист должен знать и, работая на тракторе, выполнять следующие правила техники безопасности.
На тракторе могут работать только лица, имеющие права на управление трактором. Посторонние лица к управлению и обслуживанию трактора не допускаются.
В случае аварии немедленно останавливают трактор и выключают двигатель.
Технические уходы, изменение колен и дорожного просвета проводят при выключенном двигателе и заторможенных колёсах. Нельзя находиться под трактором при работающем двигателе.
Запрещается подносить огонь к топливному баку и курить во время его заправки. Пролитое топливо тщательно вытирают. Течь топливопроводов и бака немедленно устраняют.
Уровень топлива замеряют только мерной линейкой.
Нельзя разогревать масло в масляном картере при помощи открытого огня.
Периодически проверяют состояние контактов и изоляции проводов.
Воспламенившееся топливо засыпают песком, землёй либо накрывают брезентом и войлоком, используют огнетушитель. Запрещается заливать горящее топливо водой.
Запрещается находиться между тягами при регулировке механизма навески и блокировки, перестановке упора на штоке цилиндра и навешивании машин и орудий.
Прицепные машины должны иметь жёсткие сцепки, не позволяющие машинам набегать на трактор при торможении.
Перед пуском двигателя рычаг переключения передач, рычаги распределителя и валов отбора мощности ставят в нейтральное положение.
Перед началом движения подают сигнал.
Рабочим на прицепных и навесных орудиях и машинах разрешается работать только на специально оборудованных местах.
Во время движения запрещается садиться на трактор и сходить с него.
За навесными орудиями наблюдают при их подъёме и опускании, при переездах и работе с ними. Во время длительных стоянок и при проведении технических уходов навесные орудия опускают на землю.
Систематически проверяют состояние электроосвещения и сигнализации. Без электроосвещения в ночное время работать нельзя.
Сливая горячее масло из масляного картера двигателя и бака гидросистемы, нужно остерегаться ожогов.
Работая на склонах, увеличивают колею и проявляют особую осторожность при вождении трактора.
Свободный ход тормозных педалей регулируют так, чтобы при нажатии на соединённые защёлкой педали одновременно тормозились оба колеса. Свободный ход педалей в обязательном порядке проверяют перед использованием трактора на транспортных работах.
Обслуживая аккумуляторные батареи, следует осторожно обращаться с электролитом, чтобы не обжечь руки. Лить воду в кислоту при приготовлении электролита нельзя. Сначала посуду наполняют водой, а потом тонкой струёй при непрерывном помешивании доливают в неё кислоту.
Нельзя находиться под поднятым сельскохозяйственным орудием при регулировке механизма и чистке рабочих органов.
Перед осмотром агрегата, механизмы которого работают от вала отбора мощности, привод вала отключают.
На уборке зерновых и на молотьбе запрещается работать без искрогасителя.
Регулярно проверяют затяжку гаек и болтов крепления дисков передних и задних колёс.
Тракторист обязан знать и выполнять правила дорожного движения.
Повороты выполняют на скорости не более 5 км/ч, для чего включают одну из низших передач и снижают число оборотов коленчатого вала двигателя.
Оставляя трактор на наклонной плоскости, выжимают до отказа сблокированные тормозные педали и стопорят их защёлкой (27).
Запрещается пересекать железнодорожные пути при приближающемся поезде либо открытом железнодорожном семафоре. Железнодорожные пути переезжают в установленных местах, включая до начала переезда передачу пониженного диапазона.
Перед движением через плотины, гати и мосты предварительно убеждаются в возможности проезда.
Буксируя прицеп на транспортной скорости, водитель должен находиться в кабине один, так как присутствие пассажира затрудняет управление.
С прицепом, особенно при спусках, запрещается двигаться накатом (выключать муфту сцепления либо коробку передач).
Канавы, бугры и прочие препятствия преодолевают под углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора (особенно с навесными машинами).
Тракторист обязан предупреждать сменщика обо всех замеченных неисправностях трактора.