Подготовка трактора к работе. Перед началом работы трактор очищают от грязи и пыли, проводят ежесменный технический уход, устраняют выявленные неисправности и смазывают трактор согласно таблице смазки.
Рычаг (34) переключения передач, рычаг (36) бокового вала отбора мощности и рычаг (26) заднего вала отбора мощности ставят в нейтральное положение. Проверяют уровень топлива в топливном баке и при необходимости доливают топливо. Открывают проходной кран топливного бака.
Подготовка двигателя к пуску. После проверки готовности трактора подготавливают двигатель к пуску. Если двигатель продолжительное время не работал либо снимались колпаки фильтров или топливопроводы, нужно удалить воздух из системы питания. Для этого рукоятку (1) (см. рис. 1) свинчивают с корпуса подкачивающего насоса и прокачивают систему, затем немного отвёртывают пробку (2) и выпускают воздух из канала в топливном насосе. Затем рукояткой (25) (см. рис. 1, раздела «Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-40 и Т-40А») включают декомпрессионный механизм. Рычаг (1) ставят в положение полной подачи топлива, переместив его вниз до отказа.
Рис. 1. Удаление воздуха из системы питания трактора Т-40, Т-40А:
1) – рукоятка ручного насоса, 2) – пробка для спуска воздуха.
Если температура окружающего воздуха ниже +5 градусов Цельсия, пользуются свечой накаливания и выключают насос гидравлической системы. При температуре выше +5 градусов Цельсия двигатель запускают, не используя свечу накаливания. Её включают поворотом влево рукоятки включателя (13). Через 10-15 секунд, когда спираль в контрольном элементе нагреется до ярко-красного, включают стартер. Прокрутив коленчатый вал двигателя стартером в течение 3-5 секунд, выключают декомпрессионный механизм. Свечу выключают при появлении вспышек. Стартер продолжает прокручивать коленчатый вал до появления непрерывных вспышек. Когда двигатель начнёт набирать обороты, стартер немедленно выключают. Задержка приводит к заклиниванию якоря и «разносу» стартера. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Пауза между повторными включениями должна быть не менее 2,5 минут.
Основной двигатель запускают пусковым в следующем порядке: прикрывают воздушную заслонку карбюратора рукояткой (31) и, выключив кнопкой (20) магнето, прокручивают в течение 2-3 секунд коленчатый вал пускового двигателя стартером, для этого нужно нажать на кнопку (22). Затем отпустив кнопку (20), то есть, включив магнето, запускают пусковой двигатель.
Рис. 2. Вспомогательное управление пусковым двигателем трактора Т-40, Т-40А:
1) – ручной стартер, 2) – ручное управление дроссельной заслонкой, 3) – проходной кран, 4) – кнопка-утопитель.
Рекомендуется перед запуском нажать на кнопку-утопитель (4) (рис. 2), расположенную на поплавковой камере карбюратора, и держать её до появления бензиновой смеси. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Повторяют запуск через 1 минуту. После запуска стартер немедленно выключают, открывают воздушную заслонку и прогревают пусковой двигатель в течение 2 минут летом и 5 минут зимой. Правой рукой включают свечу накаливания, поворачивая влево рукоятку включателя (13). Левой рукой выключают муфту сцепления пускового двигателя, для чего рукоятку (23) отводят на себя до отказа. Спустя 5 секунд (не менее), вводят в зацепление с венцом маховика шестерню привода, для чего нажимают на педаль (33). Не отпуская педаль (33), включают муфту пускового двигателя. Для этого отпускают рукоятку (23) и прокручивают коленчатый вал основного двигателя в течение 3-5 секунд, предварительно включив декомпрессионный механизм. Затем декомпрессионный механизм выключают и при появлении вспышек, когда двигатель начнёт набирать обороты, немедленно отпускают педаль (33), выключают магнето кнопкой (20) и закрывают кран (3) (рис. 2). Непрерывная работа пускового двигателя на полной мощности не должна превышать 15 минут. Запрещается запускать пусковой двигатель стартером с введённой в зацепление с венцом маховика шестернёй привода. В случае выхода из строя стартера либо при недостаточной зарядке аккумуляторной батареи пусковой двигатель запускают ручным стартером, который прикладывается в индивидуальный комплект запасных частей. Ручной стартер (1) устанавливают на кронштейне со стороны маховика пускового двигателя.
Горячий двигатель запускают, не включая декомпрессионный механизм и не используя свечу накаливания. После запуска двигателя амперметр должен показывать зарядку аккумуляторных батарей, а манометр – давление масла не менее 1 кг/см2 и не более 3,5 кг/см2. После пуска двигатель прогревают и проверяют его работу на минимальных и максимальных холостых оборотах. Двигатель должен работать равномерно, без ненормальных стуков и шумов. Запрещается загружать непрогретый двигатель. Нагружать двигатель следует только после его прогрева на средних оборотах, после того как температура масла поднимется до 35-40 градусов Цельсия.
Работа на тракторе Т-40 (Т-40А). Перед началом работы при помощи гидросистемы поднимают навесные орудия в транспортное положение. Перед этим на малых оборотах коленчатого вала включают насос гидросистемы. Педалью (35) (см. рис. 1, раздела «Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-40 и Т-40А») выключают главную муфту сцепления. Рычаг (34) переводят в положение, соответствующее нужной передаче. Если передача не включается, слегка отпускают педаль главной муфты сцепления, чтобы повернуть шестерни первичного вала в коробке передач.
Рычагом ручного управления подачей топлива снижают обороты до минимальных и плавно включают главную муфту сцепления. Не разрешается отпускать педаль муфты резким движением.
Трогают с места трактор плавно, без рывков, это предохраняет детали трактора и покрышки от повышенных износов.
При крутом повороте притормаживают заднее колесо с той стороны трактора, в которую поворачивают. Запрещается круто поворачивать на больших скоростях. При движении на транспортных скоростях педали левого и правого тормоза соединяют защёлкой (27).
Передачи переключают только при выключенной главной муфте сцепления. Замедленная передача не рассчитана на работы с большой нагрузкой, поэтому запрещается включать замедленную передачу для увеличения тягового усилия трактора.
Во время работы тракторист должен наблюдать за показаниями приборов. При нормальных оборотах коленчатого вала стрелка амперметра отклоняется в сторону плюса на шкале, то есть аккумуляторные батареи подзаряжаются. Температура масла должна быть от 55 до 105 градусов Цельсия, а давление масла от 1 до 3,5 кг/см2. При минимальных холостых оборотах давление должно быть не ниже 0,8 кг/см2. Не разрешается работать на тракторе с неисправными приборами. Если в лампе (4) либо (5) загорается красный свет, а во время работы в двигателе и других узлах трактора возникают ненормальные стуки и шумы, его останавливают, определяют причину неисправности и устраняют её.
Если обороты коленчатого вала быстро возрастают до опасной величины (двигатель идёт «в разнос»), немедленно включают декомпрессионный механизм. Затем перемещают вверх до отказа рычаг ручного управления подачей топлива и одновременно освобождают педаль ножного управления подачей топлива. Не работают на тракторе и тогда, когда дымит двигатель либо пробуксовывает муфта сцепления. Нельзя перегружать двигатель, при снижении оборотов переходят на низкую передачу.
С горы съезжают на первой либо второй передаче; тормозят не только трактор, но и прицеп; избегают остановок на склонах. Если необходимо остановить трактор на склоне, соединяют педали тормозов защёлкой (27) и удерживают их в заторможенном положении сектором (30).
Механизм блокировки дифференциала включают только при прямолинейном движении трактора, препятствия преодолевают на первой и второй передачах. Во время работы наблюдают за навесными, прицепными и полуприцепными орудиями. Ночью нельзя работать без электроосвещения.
Остановка трактора и двигателя. Чтобы остановить трактор, нужно выключить главную муфту сцепления и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем отпустить педаль муфты сцепления и установить рычагом ручного управления подачей топлива минимальные холостые обороты, одновременно освободив педаль ножного управления подачей топлива.
Если нужно остановить трактор, который движется на повышенной транспортной скорости, сначала необходимо снизить её, уменьшив подачу топлива, затем проделать вышеописанные операции и после этого затормозить колёса, нажав на сблокированные педали (28). При аварийных остановках трактора выключают главную муфту сцепления и одновременно нажимают на педали тормозов, освободив педаль ножного управления подачей топлива.
Запрещается останавливать трактор торможением с включенной муфтой сцепления, потому что при этом быстро изнашиваются фрикционные накладки тормозов и муфты.
Для длительной стоянки выключают двигатель, для чего рычаг ручного управления подачей топлива перемещают вверх до отказа.