Валы всех топливных насосов получают привод посредством распределительных шестерён. Шестерня (1) [рис. 1] привода ТНВД соединяется специальной шайбой (3) со шлицевой втулкой (6), которая закреплена на валу насоса.
Рис. 1. Привод топливного насоса.
А) – Конструктивная схема;
Б) – Детали привода и установка;
1) – Шестерня;
2) – Втулка;
3) – Шайба;
4) – Болт;
5) – Планка;
6) – Шлицевая втулка;
7) – Болт крепления втулки;
8) – Установочный фланец;
К – Метки.
Чтобы изменить момент начала впрыскивания топлива резьбовые отверстия на шестерне располагаются по окружности (шаг 22 град. 30 мин), а на шайбе отверстия просверлены через 21 град. Это даёт возможность подбора угла начала подачи топлива с точностью до 3 град. поворота коленвала.
Для фиксации соединительных болтов использованы замочные шайбы. Нанесённые на шайбе метки позволяют избежать ошибки в процессе установки угла опережения впрыскивания во время монтажа ранее снятого насоса.
У привода насоса отдельные детали стандартизированы и могут использоваться на насосах различного типа.
На высокооборотных дизельных двигателях ЯМЗ, КамАЗ и СМД используются специальные муфты, которые увеличивают угол опережения впрыскивания топлива в процессе увеличения частоты вращения коленвала.
Автоматическая муфта центробежного типа включает в себя ведомую (8) [рис. 2] и ведущую (1) полумуфты. Кожух (5) муфты навёрнут на резьбу ведомой полумуфты и зачеканен (муфта неразборная). На [рис. 2, Б] показаны детали муфты.
Рис. 2. Автоматическая муфта.
А) – Принципиальная конструктивная схема;
1) – Ведущая полумуфта;
2) – Палец ведущей полумуфты;
3) – Кулачок;
4) – Пружина;
5) – Кожух;
6) – Груз;
7) – Ось груза;
8) – Ведомая полумуфта;
9) – Втулка ведомой полумуфты;
10) – Регулировочные прокладки;
11) – Уплотнительное кольцо;
Б) – Детали автоматической муфты;
1) – Стопорное кольцо;
2) – Заглушка;
3) – Круглая гайка;
4) – Пружинная шайба;
5) – Кожух;
6) – Стопорное кольцо;
7) – Кулачок;
8) – Пружина;
9) – Регулировочная прокладка;
10) – Ведущая полумуфта;
11) – Палец ведущей полумуфты;
12) – Втулка;
13) – Груз;
14) – Резиновое кольцо;
15) – Ось груза;
16) – Ведомая полумуфта;
17) – Цилиндрический выступ.
Для смазывания трущихся деталей муфты масло подаётся под давлением через сверления, которые подводят смазку к подшипнику шестерни.
При неработающем дизельном двигателе грузы и полумуфты удерживаются пружинами, за счёт чего обеспечивается подача топлива при положении колена первого цилиндра, которое соответствует установочному углу ТНВД. При увеличении частоты вращения грузы начинают расходиться и изменять угол.
Для уточнения момента начала впрыскивания топлива следует повернуть корпус ТНВД вокруг оси вращения кулачкового вала. С этой целью выполненные во фланце насоса отверстия имеют овальную форму.
В зависимости от частоты вращения вала дизельного двигателя изменение угла подачи топлива равно 12 град. поворота коленвала.