Эффективное использование тракторов Т-40 и Т-40А для перевозки грузов достигается благодаря высоким транспортным скоростям.
От надёжности тормозов во многом зависит безопасность движения тракторного агрегата, в особенности по пересечённой местности. Большинство современных прицепов, предназначенных для агрегатирования с тракторами, оборудуются тормозами.
В состав тормозной системы тракторных прицепов включены тормоза, размещённые в колёсах прицепа, и гидравлический привод. Гидравлический привод состоит из тормозного цилиндра с тормозной жидкостью, гидравлической магистрали (от главного тормозного цилиндра к рабочим цилиндрам) и рабочих тормозных цилиндров.
При торможении прицепа усилие от руки тракториста передаётся к главному тормозному цилиндру посредством рычажно-шарнирного механизма, установленного на тракторе. Данный механизм называется приводом тормозов прицепов. Конструкция привода тормозов прицепов трактора Т-40 и Т-40А включает в себя кронштейн цилиндра, толкатель, штангу толкателя, рычаг управления, кронштейн рычага управления [рис. 1].
Рис. 1. Привод тормозов прицепа трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Рычаг управления;
2) – Кронштейн рычага;
3) – Вилка;
4) – Штанга толкателя;
5) – Промежуточный рычаг;
6) — Кронштейн главного тормозного цилиндра;
7) – Пружина;
8) – Седло цилиндра;
9) – Фиксатор;
10) – Толкатель;
11) – Поршень тормозного цилиндра.
Кронштейн главного тормозного цилиндра (6) закреплён болтами с правой стороны к задней стенке корпуса трансмиссии. Седло (8) для установки цилиндра закрепляется парой болтов к фланцу кронштейна. Своей торцовой частью главный тормозной цилиндр входит в захват седла. В данном положении цилиндр удерживается фиксатором (9). Поршень цилиндра перемещается толкателем (10). Указанный толкатель одним концом входит в углубление поршня, а другим шарнирно соединён с промежуточным рычагом (5). Через штангу (4) и вилку (3) рычаг (5) соединён с рычагом управления тормозами прицепов (1), который установлен с правой стороны в кабине трактора.
Поворот оси рычага осуществляется в паре капроновых втулок, которые запрессованы в кронштейн (2).
При выполнении торможения прицепа тракторист рукой переводит на себя рычаг управления и толкатель (10) через штангу (4) и рычаг (5) передвигает поршень главного цилиндра. Тормозную жидкость через маслопровод поршень нагнетает в рабочие тормозные цилиндры, посредством которых колодки прижимаются к тормозным барабанам колёс. В исходное положение рычаг управления возвращает пружина (7). Во избежание наезда прицепа на трактор запрещено начинать торможение тракторного поезда с затормаживания трактора.
Привод тормозов прицепа трактора Т-40 и Т-40А в процессе эксплуатации не нуждается в особом обслуживании. Для реализации правильного взаимодействия с поршнем конец толкателя должен выступать за плоскость седла на 36 мм. Для установления этого размера необходимо изменить длину штанги (4), для чего следует свинтить/навинтить вилку (3).
Ход толкателя (10) должен составлять не менее 50 мм.