Боковой ВОМ тракторов Т-40 и Т-40А устанавливается с левой стороны трактора в расточке корпуса муфты сцепления.
Конструкция бокового вала отбора мощности тракторов Т-40 и Т-40А представлена на [рис.1].
Рис. 1. Боковой вал отбора мощности тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Колпак;
2) – Болт;
3) – Вал бокового ВОМ;
4) – Самоподжимной каркасный сальник;
5) – Защитная втулка;
6) – Стопорное кольцо;
7) – Гнездо сальника;
8) – Втулка;
9) – Шарикоподшипник;
10) – Уплотнительное кольцо;
11) – Стакан;
12) – Регулировочные прокладки;
13) – Шарикоподшипник.
Вращение ведомого вала (3) осуществляется в шарикоподшипниках (9) и (13), которые установлены в стакане (11).
Подшипник (13) воспринимает осевые усилия. Данный подшипник наружной обоймой упирается в бурт расточки стакана. Подшипник (9) фиксируется на валу с одной стороны при помощи стопорного кольца, а с другой (через втулку (8) и защитную втулку (5)) затянут болтом (2).
Ведомый вал (3) выполнен заодно с конической шестернёй. Указанная шестерня при установке бокового ВОМ на трактор Т-40 и Т-40А входит в зацепление с ведущей конической шестернёй.
На конце ВОМ, выходящем наружу, нарезаны шлицы, предназначенные для присоединения деталей привода к рабочим органам машин и орудий. Перед тем как устанавливать на вал детали привода, необходимо снять защитную втулку (5). В данном случае подшипник (9) следует затягивать через ступицу установленного на вал шкива либо другой детали привода.
Стакан бокового вала отбора мощности (11) – это механически обработанная чугунная отливка с фланцем для крепления к корпусу муфты. Прокладки (12) устанавливаются между фланцем стакана и корпусом муфты сцепления. При установке бокового ВОМ указанными прокладками (12) регулируется зазор в зацеплении зубьев конических шестерён.
Гнездо (7) с каркасным сальником (4) закрывает наружную сторону стакана.
Смазывание подшипников бокового ВОМ производится маслом, которое разбрызгивается в отсеке корпуса муфты сцепления.
Для предотвращения вытекания масла использованы резиновые уплотнительные кольца (10).
Величина зазора в зацеплении конической пары должна находиться в пределах 0,15-0,5 мм.
Порядок регулировки зазора в зацеплении конической пары. Вначале следует подобрать прокладки таким образом, чтобы при закреплённом стакане подшипников не было зазора в зацеплении. Затем нужно снять стакан и добавить набор прокладок (толщина 0,5 мм) для обеспечения нормального зазора в зацеплении. В процессе эксплуатации не требуется регулирования бокового зазора в зацеплении конических шестерён.
Боковой вал отбора мощности, установленный на трактор Т-40 и Т-40А необходимо обкатывать без нагрузки в течение двух часов. Как правило, с этой целью боковой вал отбора мощности включается при выполнении работ, не связанных с приводом от ВОМ.