Продольная устойчивость колёсных и гусеничных машин


* * *

Устойчивость колёсной машины, которая заторможена на подъёме без прицепа [рис. 1, А]. Опрокидывание возможно только когда сила (Yn)=0 и передние колёса станут отрываться от дороги. Величина (Yn) является критерием продольной устойчивости.

Схема сил, которые воздействуют на трактор при стоянке

Рис. 1. Схема сил, которые воздействуют на трактор при стоянке.

А) – Колёсный трактор на подъёме;

Б) – Колёсный трактор на уклоне;

В) – Гусеничный трактор на подъёме;

Г) – Гусеничный трактор на уклоне.

Предельный угол подъёма, при котором трактор не опрокидывает, рассчитывается из уравнения:

aGcosα=hsinα; tgα=α/h.

Момент сопротивления качению (Mfк) мал и не входит в уравнение. Тормозная сила (Pт) момента около оси (О2) не даёт.

Продольный угол уклона [рис. 1, Б] вычисляется из уравнения моментов около оси (О1). Условие начала опрокидывания – (Yк)=0.

В таком случае:

tgα=(L-a)/h.

Для гусеничной машины расчёт предельного угла подъёма (при полужёсткой подвеске) ведётся из уравнения моментов вокруг оси, которая проходит через центр давления, размещённый на задней (подъём) либо в передней (уклон) кромке опорной поверхности гусеницы.

При подъёме:

tgα1=(0,5L-a0)/h;

при уклоне:

tgα2=(0,5L-a0)/h.

Для тракторов, оснащённых балансирной подвеской, вместо (L) в формулу [tgα2=(0,5L-a0)/h] подставляется величина продольной базы (Lк) балансирных кареток. Предельные углы подъёма для колёсных тракторов – 35-40 град, а для уклона – порядка 60 град. Аналогичные углы для автомобилей с грузом; без груза – α12=60 град. Для гусеничных тракторов с полужёсткой подвеской данные углы – 35-40 град, а с балансирной подвеской – несколько меньше.

17*

Яндекс.Метрика