Устойчивость колёсной машины, которая заторможена на подъёме без прицепа [рис. 1, А]. Опрокидывание возможно только когда сила (Yn)=0 и передние колёса станут отрываться от дороги. Величина (Yn) является критерием продольной устойчивости.
Рис. 1. Схема сил, которые воздействуют на трактор при стоянке.
А) – Колёсный трактор на подъёме;
Б) – Колёсный трактор на уклоне;
В) – Гусеничный трактор на подъёме;
Г) – Гусеничный трактор на уклоне.
Предельный угол подъёма, при котором трактор не опрокидывает, рассчитывается из уравнения:
aGcosα=hsinα; tgα=α/h.
Момент сопротивления качению (Mfк) мал и не входит в уравнение. Тормозная сила (Pт) момента около оси (О2) не даёт.
Продольный угол уклона [рис. 1, Б] вычисляется из уравнения моментов около оси (О1). Условие начала опрокидывания – (Yк)=0.
В таком случае:
tgα=(L-a)/h.
Для гусеничной машины расчёт предельного угла подъёма (при полужёсткой подвеске) ведётся из уравнения моментов вокруг оси, которая проходит через центр давления, размещённый на задней (подъём) либо в передней (уклон) кромке опорной поверхности гусеницы.
При подъёме:
tgα1=(0,5L-a0)/h;
при уклоне:
tgα2=(0,5L-a0)/h.
Для тракторов, оснащённых балансирной подвеской, вместо (L) в формулу [tgα2=(0,5L-a0)/h] подставляется величина продольной базы (Lк) балансирных кареток. Предельные углы подъёма для колёсных тракторов – 35-40 град, а для уклона – порядка 60 град. Аналогичные углы для автомобилей с грузом; без груза – α1=α2=60 град. Для гусеничных тракторов с полужёсткой подвеской данные углы – 35-40 град, а с балансирной подвеской – несколько меньше.