Перед началом движения проверяют и убирают инструмент с гусениц и под трактором; устанавливают на место боковины капота и фиксируют их защёлками. При температуре воды в системе охлаждения свыше 75 градусов Цельсия открывают шторку радиатора. Проверяют прицепные либо навесные орудия (машины), внимательно осматривают путь перед трактором и дают предупредительный сигнал обслуживающему персоналу.
Перед включением скорости выключают муфту главного сцепления, отжав до отказа её педаль. Затем перемещают рычаг реверс-редуктора в одно из требуемых положений и включают нужную скорость коробки передач. Не включая муфту сцепления, переводят рычаг подачи топлива вниз, увеличивая число оборотов коленчатого вала двигателя. Затем плавно отпускают педаль муфты сцепления.
Исправный трактор при правильном навешивании либо сцепке орудий сохраняет заданное направление движения по прямой без воздействия рычагов поворота. Для поворота трактора следует оттянуть на себя рычаг управления тормозом солнечной шестерни той стороны, в которую требуется повернуть трактор. После поворота рычаг отпускают.
Для крутого поворота нужно оттянуть назад до отказа соответствующий рычаг тормоза солнечной шестерни, после чего нажать на педаль остановочного тормоза той стороны, в какую производится поворот. Круто поворачивают только при движении на V передаче и ниже.
После поворота отпускают педаль тормоза, а затем плавно возвращают рычаг поворота в исходное положение.
Основные рабочие передачи трактора Т-4А – IV, V, VI и VII, а VIII передачу используют при транспортировке грузов.
На I, II и III передачах работают с машинами, которые имеют тяговое сопротивление до 5000 кгс.
Через препятствия трактор необходимо вести только на I и II передачах. При пуске без груза трактор надо притормаживать. Рвы либо канавы трактор Т-4А преодолевает под углом 15 градусов. Через рельсы переезжает под прямым углом. При повороте на крутых спусках трактора с работающим двигателем может произойти воздействие на рычаг солнечной шестерни без выжима педали остановочных тормозов.
Тогда трактор может повернуться в противоположную сторону. Поэтому управлять тормозами солнечной шестерни необходимо так. Если требуется повернуть трактор Т-4А направо, надо выжимать левый рычаг, при повороте налево – правый. В этом случае остановочные тормоза использовать не нужно.
На крутых спусках трактор поворачивают с выжимом педали остановочного тормоза. Переключать передачи во время спуска либо подъёма нельзя.
Движение трактора поперёк крутых склонов запрещено. Во время работы необходимо внимательно следить за движением трактора, работой агрегатируемых с ним машин либо орудий, за показаниями приборов и цветом выпускных газов.
Если управление трактором затруднено либо возник ненормальный шум в двигателе трактора, агрегат следует немедленно остановить и выявить причину шума. Ухудшение управляемости может быть вызвано неправильной регулировкой муфт поворота и установкой сельскохозяйственных машин либо неодинаковым натяжением гусениц.
Появление дыма из выпускной трубы указывает на неисправность либо неправильную регулировку механизма газораспределения, топливной аппаратуры либо на износ деталей кривошипно-шатунного механизма.
В случае резкого увеличения числа оборотов вала двигателя слышен характерный нарастающий звук (двигатель работает «на разнос»). При появлении «разноса» следует немедленно включить декомпрессионный механизм (повернуть рычаг механизма вправо до отказа) и выключить подачу топлива. Если вовремя не остановить двигатель, он выйдет из строя.
При падении давления масла ниже 1 кгс/см2 двигатель нужно остановить, выявить и устранить неисправность.
При навешивании машин и орудий на трактор Т-4А вращением регулировочных муфт увеличивают до предела длину растяжек, опускают нижние тяги навесной системы и, сдавая трактор назад, подъезжают к навешиваемому орудию так, чтобы расстояние между шарнирами нижних тяг и присоединительных пальцев орудия было равным 20-60 мм. Затем винтом опорного колеса орудия изменяют длину раскосов, добиваясь совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев орудия по высоте. Далее сжимают рукой пружину пальца левой нижней тяги, поворачивают защёлку и вынимают палец, подают назад на необходимую длину, надевают на присоединительный палец орудия и фиксируют чекой. Аналогично поступают с правой тягой.
Чтобы подсоединить центральную тягу к стойке навесного орудия, устанавливают пальцы нижних тяг отверстия. Для этого сжимают пружину пальца и поворачивают защёлку перпендикулярно оси пальца, затем сдают трактор назад до выбора телескопичности в обеих нижних тягах и поднимают орудие. После этого регулируют длину растяжек, чтобы при полностью выдвинутом штоке цилиндра нижние тяги имели незначительное боковое качение. После регулировки растяжек в поднятом положении орудия надёжно стягивают фиксаторы регулировочных муфт болтами, чтобы бобышки фиксаторов верхней и нижней регулировочных муфт были направлены в противоположные стороны (для нижней муфты – вниз, для верхней — вверх).
Во время работы трактора Т-4А с навесными машинами и орудиями, которые не требуют принудительного заглубления рабочих органов, подъёмный рычаг должен быть рассоединён с рычагом штока силового цилиндра.
При работе трактора со специальными машинами и орудиями, требующими принудительного заглубления рабочих органов, подъёмный рычаг при помощи пальца, вставляемого в отверстие, соединяют с рычагом штока поршня основного силового цилиндра. Устанавливают орудие в рабочее положение при установке рычага управления основным силовым цилиндром в положение опускания. По окончании заглубления рабочих органов рычаг управления цилиндров быстро переставляют в плавающее положение. Надо следить за тем, чтобы рычаг распределителя из положений подъёма и опускания возвращался в нейтральное положение автоматически. В случае отказа переводят рычаг вручную в нейтральное положение после окончания подъёма либо опускания.
Если трактор Т-4А агрегатируют с широкозахватными сельскохозяйственными машинами и орудиями, которые снабжены опорными колёсами (культиваторы, сеялки и др.), раскосы механизма подвески устанавливают на свободный ход, который позволяет машинам и орудиям приспосабливаться к рельефу поля в поперечной плоскости. Для этого вынимают палец и ставят его в запасное отверстие вилки раскоса. Поднимать машину из рабочего положения в транспортное и наоборот можно только при прямолинейном движении трактора.
При работе с заглублёнными навесными орудиями, присоединёнными по двухточечной схеме, допускается поворачивать агрегат под углом не более 20 градусов.
Во время работы в цилиндре, отрегулированном на полное втягивание штока, поршень может «сесть» и упор на штоке приблизится к стержню клапана на столько, что преградит ему выход из гнезда. В этом случае следует для начала подъёма орудия отпустить гайку – барашек упора, отвести упор от торца клапана на 20-25 мм и в таком положении закрепить. Работать с навесными орудиями можно после снятия прицепной скобы.
Чтобы остановить трактор Т-4А, нажимают до отказа педаль муфты сцепления, выключают передачу, установив рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Затем отпускают педаль муфты сцепления и уменьшают подачу топлива до минимально устойчивых оборотов двигателя, далее закрывают шторку радиатора для уменьшения охлаждения двигателя.
Для экстренной остановки трактора выключают муфту сцепления и сильно нажимают на одну из педалей остановочных тормозов. Чтобы возобновить движение трактора, отпускают педаль остановочного тормоза, а затем педаль муфты сцепления. Когда после экстренной остановки трактору Т-4А предстоит продолжительная стоянка, ставят рычаги переключения передач в нейтральное положение и включают главную муфту сцепления. При этом отпускают педали муфты сцепления и остановочного тормоза.
Чтобы предупредить самопроизвольное качание трактора, остановленного на склоне, выжимают до отказа педаль остановочного тормоза и стопорят её собачкой. Чтобы заглушить двигатель, необходимо дать ему поработать в течение 5 минут на средних и малых оборотах, а затем остановить.
Нельзя останавливать двигатель путём закрывания крана топливного бака. Это приводит к засасыванию воздуха в топливную систему.
При температуре окружающего воздуха ниже 15 градусов Цельсия (когда возможны ночные заморозки) сливают воду из системы охлаждения, оставив сливное отверстие в блоке двигателя и сливной кран открытыми. Сливать воду надо только после того, как её температура снизится до 40-50 градусов Цельсия.
При температуре окружающего воздуха ниже +5 градусов Цельсия сливают масло из картера двигателя сразу после остановки двигателя. После этого выключают «массу» аккумуляторной батареи.