При температуре воздуха -5 градусов Цельсия и ниже эксплуатация трактора Т-4А усложняется вследствие ухудшения условий работы систем питания, смазки, охлаждения, электрооборудования. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию трактора в холодное время года, следует выполнить операции внеочередного технического ухода и, кроме того, заменить охлаждающую жидкость, масло и промыть всю систему охлаждения горячей водой, а затем продуть радиатор сжатым воздухом по давлением 3 кгс/см2.
Исправность дистанционного термометра проверяют следующим образом. В сосуд с водой опускают проверяемый дистанционный и исправный ртутный термометры и, подогревая воду, наблюдают за их показаниями. Если дистанционный термометр неисправен, его заменяют. Если же исправен, но показания его не соответствуют показаниям ртутного термометра, необходимо внести поправку в показания и сообщить об этом трактористу, который будет работать на тракторе.
Перед зимней эксплуатацией регулируют реле-регулятор так, чтобы его напряжение было равно 14,5+0,2 В. Плотность электролита в аккумуляторной батарее доводят до следующих значений: для районов крайнего Севера 1,310; для северных и центральных районов – 1,285; для южных районов – 1,270. Рекомендуется проводить утепление батареи чехлом из войлока либо сукна с отверстиями для вентиляции.
Топливо летних сортов заменяют зимним. В двигателе, коробке передач, заднем мосту и бортовых передачах масло летних сортов заменяют зимними.
Гидравлическую систему при температуре воздуха до -5 градусов Цельсия заправляют дизельным маслом Дп-11. При более низкой температуре используют дизельное масло Дп-8 либо автотракторное масло АК-10. Временно можно использовать масло Дп-11 с добавкой 20-25% дизельного топлива. Проверяют регулировку муфты сцепления и особенно тормозов. Пол кабины покрывают резиновым ковриком с войлоком либо фанерным листом.
В случае замерзания воды в радиаторе, радиатор утепляют и продолжают работать на самых низких оборотах. Одновременно отогревают нижнюю часть радиатора паром, пропуская его из пароотводной трубки в резиновый шланг. При замерзании воды в системе охлаждения дополнительно нижний бак радиатора и участок подводящего канала обёртывают тряпками и поливают горячей водой.
Если трактор не работает и оставлен на продолжительное время вне помещения, надо слить воду из системы охлаждения и масло из картера двигателя в специальную посуду. Следует иметь в виду, что при сливе пробку радиатора нужно полностью отвернуть, а сливные краны в радиаторе и блок-картере оставить открытыми.
В холодное время года целесообразно использовать жидкости, замерзающие при низкой температуре, например жидкость В-2, которая замерзает при -40 градусах Цельсия. Она состоит из 55% этиленгликоля и 45% воды. Жидкость ядовита. Поэтому с ней следует обращаться осторожно. Жидкость В-2 сильно расширяется при нагревании и быстро вскипает. Её следует заливать ниже края заливной горловины и периодически доливать воду, если наблюдается испарение.
Запрещается применять в качестве охлаждающей жидкости дизельное топливо, так как оно разъедает резиновые детали, впитывается в чугун рубашки охлаждения блок-картера, вследствие чего ухудшается теплоотдача и при летней эксплуатации двигатель трактора Т-4А перегревается.
В период зимней эксплуатации необходимо строго соблюдать следующие правила. После работы надо сливать отстой из топливных фильтров для удаления конденсирующейся воды.
Запускать двигатель при температуре ниже -10 градусов Цельсия только после прогрева его горячей водой. Чтобы прогреть двигатель, в радиатор заливают горячую (80-90 градусов Цельсия) воду до тех пор, пока из открытого крана не потечёт тёплая вода, после чего закрывают кран и доливают в систему горячую воду. Затем в картер двигателя заливают горячее (70-80 градусов Цельсия) зимнее дизельное масло.
Чтобы облегчить запуск пускового двигателя, через краник в головке заливают в цилиндр 20-30 см3 смеси бензина с маслом.
При температуре окружающего воздуха -20 градусов Цельсия и ниже, не вводя в зацепление с венцом маховика шестерню включения, производят по 2-3 включения редуктора на I и II передачах, чтобы снять замёрзшую смазку между дисками муфт редуктора. Затем запускают основной двигатель в обычной последовательности.
Если на тракторе Т-4А установлен пусковой подогреватель ПЖБ-300, прогревают и запускают двигатель в зимнее время в следующем порядке. Сначала закрывают шторку, открывают пробку радиатора и кран бензобака подогревателя. Через заливную трубку подогревателя заливают 10-12 л воды. При температуре ниже -5 градусов Цельсия воду в котёл заливают спустя 1 минуту после запуска подогревателя.
Запускают подогреватель следующим образом. Ручку переключателя перемещают по второе положение на 15-20 секунд, при этом включается электровентилятор и открывается электромагнитный клапан. Бензин, поступая в камеру сгорания, смачивает асбестовый фитиль. Затем включают свечу накаливания. При накаливании спирали происходит воспламенение бензина в камере сгорания, при этом слышен хлопок. Далее пускают подогреватель. При отсутствии хлопка после подогрева контрольной спирали надо опять переместить ручку переключателя во второе положение и повторить процесс. При достижении устойчивой работы подогревателя отпускают включатель свечи.
Во избежание разрядки аккумуляторной батареи свечу накаливания надо включать не более чем на 30-45 секунд.
Подогревают двигатель до появления интенсивного вара из заливной горловины радиатора, после чего заполняют систему охлаждения водой, доведя её температуру и температуру масла до 70-75 градусов Цельсия (по показаниям на щитке приборов), и запускают пусковой и основной двигатели. Запуск производят последовательно, как указано в разделе «Пуск двигателя».
После запуска двигателя подогреватель выключают. Для этого ручку переключателя переводят в первое положение (на продувку газохода котла) и закрывают кран топливного бачка подогревателя. После прекращения горения в котле подогревателя (определяется на слух) через 1-2 минуты переводят переключатель в нейтральное положение. При несоблюдении указанного порядка выключения подогревателя может произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга.
Во время работы необходимо следить за температурой охлаждающей воды, поддерживая её в пределах 75-95 градусов Цельсия. Не разрешается работа нагруженного двигателя при температуре воды и масла ниже 70-75 градусов Цельсия, так как это вызовет повышенный износ поршней и гильз цилиндров.