Распределительный вал (кулачковый вал) предназначен для управления клапанами. В состав распределительного вала входят кулачки (3) [рис. 1] и опорные шейки (2). Распределительные валы изготавливаются двумя способами:
1) – Штамповка из углеродистых (40 либо 45) и легированных сталей (12ХНЗА, 15НМ, 15Х). Штампованные распределительные валы применяются в двигателях СМД-60, ЗИЛ-130, Д-240, ЗМЗ-53, ЯМЗ;
2) – Отливка из серого и легированного чугунов. Литые распределительные валы используются в конструкции двигателей М-2140 и ВАЗ.
Рис. 1. Распределительный вал дизельного двигателя СМД-60 и его модификаций.
1) – Отверстие для пульсирующей подачи масла к деталям механизма газораспределения;
2) – Опорные шейки распределительного вала;
3) – Кулачки распределительного вала;
4) – Шестерня распределительного вала;
5) – Упорный фланец;
6) – Канал для подачи масла к деталям головки цилиндров;
7) – Замковая шайба;
8) – Болт;
9) – Гайка;
10) – Стопорная шайба;
11) – Промежуточная шестерня;
12) – Штифт.
Рабочие поверхности опорных шеек и кулачков подвергаются закалке, шлифовке и полировке. В некоторых автомобильных двигателях (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130) на распределительных валах имеется (выполнены заодно с валом) эксцентрик привода топливоподкачивающего насоса, а также шестерня привода распределителя зажигания и масляного насоса (двигатель ЗИЛ-130).