Фазы газораспределения представляют собой временной промежуток (от момента открытия клапанов до их закрытия) и выражаются в градусах поворота коленчатого вала. Факторы, определяющие моменты открытия и закрытия клапанов:
1) – Профиль кулачков распределительного вала;
2) – Установка распределительного вала относительно коленчатого вала;
3) – Зазоры между клапанами и толкателями либо коромыслами.
Фазы газораспределения для каждой модели двигателя внутреннего сгорания устанавливаются экспериментально. Наиболее оптимальные условия очистки цилиндра от отработавших газов, а также его наполнения свежим зарядом формируются в процессе перекрытия клапанов, то есть когда некоторое время впускной и выпускной клапаны одновременно открыты (находятся рядом с в.м.т.) [рис. 1, а), б)].
Рис. 1. Диаграммы газораспределения и схема расположения шестерён привода различных механизмов двигателя.
а) – Диаграмма газораспределения дизельного двигателя А-41;
б) – Диаграмма газораспределения карбюраторного двигателя ЗМЗ-53;
в) – Схема расположения шестерён привода газораспределительного и прочих механизмов дизельного двигателя А-41;
1) – Шестерня коленчатого вала;
2) – Промежуточная шестерня;
3) – Шестерня привода насоса гидроусилителя;
4) – Шестерня привода топливного насоса;
5) – Шестерня привода механизма газораспределения;
6) – Шестерня привода насоса гидросистемы;
7) – Шестерня привода масляного насоса.