На [рис. 1] приведена регуляторная характеристика дизельного двигателя Д-240 с обычным впуском (кривая 1) и с турбонаддувом (кривая 2). При одной и той же размерности двигателей мощность (за счёт турбонаддува) увеличивается более чем на 18 кВт при равной экономичности. Удельные показатели двигателя с турбонаддувом существенно улучшаются.
Рис. 1. Регуляторная характеристика дизельного двигателя Д-240.
а) – Д-240 с обычным впуском;
б) – Д-240 с турбонаддувом.
Степень неравномерности регулятора определяется по формуле
δ=(nx max-nн)/nср
* где nср=(nx max+nн)/2 – средняя частота вращения коленчатого вала.
Номинальный коэффициент запаса крутящего момента
μ=(Мк.max-Mк.н)/Mк.н
Коэффициент приспосабливаемости по частоте вращения
К0=(nн-nMк.max)/nн
Из последней формулы видно, что значение (К0) определяется частотой вращения при максимальном крутящем моменте (nMк.max). Чем меньше данная частота вращения, тем больше (К0), тем лучше двигатель приспосабливается к преодолению перегрузок.