Ремонт стартерных аккумуляторных батарей


* * *

Проверка. Техническое состояние аккумуляторных батарей проверяется внешним осмотром, по показаниям вольтметра, нагрузочной вилки, по данным эксплуатации этой батареи.

Для определения степени разряженности батареи следует вывернуть пробки, затем денсиметром измерить плотность электролита во всех аккумуляторах. Для одной батареи показания денсиметра не должны различаться более чем на 0,01 г/см3, а плотность электролита (приведённая к 25 градусов Цельсия) у заряженного аккумулятора должна соответствовать условиям эксплуатации (см. табл.18).

Таблица 18. Плотность электролита.

Для районов с зимним температурным режимом, градусов Цельсия Период проверки Плотность электролита, г/см3
полностью заряженной батареи с допускаемым разрядом
летом зимой
Ниже — 40 зима 1,31 1,27 1,23
Ниже — 40 лето 1,27 1,23 1,19
До — 30 круглогодично 1,29 1,25 1,21
До — 15 круглогодично 1,27 1,23 1,19
До — 5 круглогодично 1,25 1,21 1,17

Для того чтобы учесть температурную поправку следует одновременно измерять температуру электролита. Значение температурных поправок к показаниям денсиметра составляют:

 -0,03 г/см3 для интервалов температур электролита от -25 до -11 градусов Цельсия;

 -0,02 г/см3 для интервалов температур от -10 до -4 градусов Цельсия;

-0,01 г/см3 для интервалов температур от -5 до -19 градусов Цельсия;

0 для интервалов температур от 20 до 30 градусов Цельсия;

+0,01 г/см3 для интервалов температур от 31 до 45 градусов Цельсия.

Уменьшение плотности электролита относительно исходной на каждую 0,01 г/см3 соответствует снижению заряженности аккумулятора примерно на 6 процентов. Зная плотность электролита, можно определить э. д. с. аккумулятора:

Е = 0,84 + γ,

где Е – э.д.с. аккумулятора, В;

γ – плотность электролита, приведённая к 250 С, г/см3.

Основные дефекты. Снижение плотности электролита, которое характеризует степень разряженности аккумулятора, вызывается целым рядом неисправностей. Ускоренный саморазряд аккумулятора может происходить из-за замыкания выводов аккумулятора электролитом на поверхности крышек, замыкания пластин, осыпания активной массы и др.

Ускоренный саморазряд также может быть следствием появления трещины на перегородке (внутренней стенке) моноблока.

Разрушение пластин-электродов приводит к уменьшению ёмкости и замыканию пластин разноимённых знаков.

Сульфатация пластин – это образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца на поверхности пор активной массы. Чаще всего это является результатом длительного хранения либо использования частично или полностью разряженных аккумуляторов. Из-за снижения ёмкости такой сульфатированный аккумулятор быстро разряжается даже при кратковременном пользовании стартером, а при заряжении очень рано показывает признаки полного заряда. Слабо сульфатированные разряженные пластины подлежат восстановлению продолжительными зарядами слабым током (0,03-0,04 от значения ёмкости от исходной плотности электролита 1,03-1,05 г/см3 до плотности 1,1 г/см3). Затем следует слить электролит и повторить такую процедуру несколько раз, пока плотность не перестанет повышаться.

Приготовление электролита и заряжение батарей. Электролит приготовляют растворением аккумуляторной серной кислоты (плотностью 1,83 г/см3) в дистиллированной воде. В керамический, освинцованный либо эбонитовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании добавляют кислоту.

Для заливки в заряженные (и сухозарядные) батареи нужно приготовить электролит плотностью 1,24 — 1,26 г/см3. Если аккумулятор собран из разряженных пластин, то плотность электролита должна составлять 1,12 г/см3. После приготовления электролита его нужно охладить до температуры 25-30 градусов Цельсия. Залитую аккумуляторную батарею необходимо выдержать в течение 2-4 часов. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительной сетки. У сухозаряженных батарей необходимо проверить уровень электролита не позднее, чем через два часа после заливки. Если плотность снизилась не более чем на 0,03 г/см3, то батареи сдают в эксплуатацию. Если плотность снизилась более чем на 0,03 г/см3, то батареи (в том числе и не сухозаряженные) следует ставить на заряжение.

Положительный вывод батареи следует соединить с положительным выводом источника тока, а отрицательный вывод соединить с отрицательным и соединить в группу [рисунок 99].

Рис. 99. Схема соединения аккумуляторных батарей в группы для заряда.

Схема соединения аккумуляторных батарей в группы для заряда

Напряжение источника тока и схема включения должны быть такими, чтобы напряжение в конце заряда на каждом из последовательно включённых аккумуляторов батареи было не ниже 2,7 В.

В качестве источника тока для заряжения батарей чаще всего используются выпрямители (ВСА-111, ВСА-10, ВАГЗ-120-60 и другие). Заряжают аккумуляторные батареи при постоянном значении тока, которое равно 1/10 – 1/14 значения ёмкости батареи.

Во время заряжения следует периодически контролировать температуру электролита (температура не должна подниматься выше 45 градусов Цельсия). Если температура окажется выше, то необходимо снизить зарядный ток либо прервать заряд на время, которое нужно для снижения температуры до 25-35 градусов Цельсия.

Определять окончание заряда следует по обильному газовыделению («кипению») во всех батареях. Плотность и напряжение электролита при этом остаются постоянными в течение 2-х часов. По окончании заряда (после 30-минутной выдержки) необходимо проверить плотность электролита. Если плотность не соответствует установленному значению для данной зоны эксплуатации, то нужно долить в аккумулятор дистиллированную воду (если плотность выше нормы). Если плотность ниже нормы, то нужно долить электролит плотностью 1,40 г/см3. После проведения корректировки необходимо продолжить зарядку в течение 30 минут для полного перемешивания электролита. Через полчаса после отключения батареи следует замерить уровень электролита во всех аккумуляторах. Когда уровень окажется ниже нормы, в аккумулятор нужно долить электролит такой же плотности (при избытке электролита его отсасывают резиновой грушей).

Хранение аккумуляторных батарей. Хранить аккумуляторные батареи следует в неотапливаемых помещениях при температуре 0—30 градусов Цельсия – это способствует снижению саморазряда. Перед постановкой на длительное хранение батареи должны быть полностью заряжены, поверхность их должна быть сухой, выводы смазаны тонким слоем технического вазелина. Контролировать плотность электролита необходимо ежемесячно.  В том случае, если плотность электролита упала (по отношению к исходной) на 0,04 г/см3, батарею следует подзарядить. Если аккумуляторные батареи хранятся в помещении с положительной температурой, то рекомендуется использовать установки автоматического подзаряда (КИ-2911 и другие), а если их нет в наличии, то заправить аккумуляторы пассивирующим раствором. Для этого нужно батареи зарядить, затем слить электролит и промыть их 2-3 раза дистиллированной водой, выдерживая по 20-30 минут после каждой заливки. После этого в аккумуляторы заливают 5%-ный раствор борной кислоты до нормального уровня и ввёртывают пробки.

Для ввода батареи в эксплуатацию нужно слить раствор борной кислоты, выполнить аналогичную по технологии промывку водой, залить электролит установленной плотности, через 1 час пропитки запустить её в эксплуатацию. В конце смены нужно проверить плотность электролита, при необходимости провести корректировку.

Новые, не залитые электролитом (сухозаряженные) аккумуляторные батареи следует хранить в неотапливаемых помещениях при температуре не ниже -30 градусов Цельсия. При длительном хранении сухозаряженных батарей рекомендуется устанавливать их в один ряд выводами вверх. В полиэтиленовые чехлы либо контейнеры с сухозаряженными батареями следует поместить силикагель.

Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать 3-х лет.

8*

Яндекс.Метрика