Электролит, предназначенный для заполнения аккумуляторов, готовится в кислостойкой ёмкости (свинцовая, эбонитовая, пластмассовая либо керамическая) из серной кислоты (чистой) и дистиллированной воды.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, имеет прямую зависимость от климатической зоны, в которой она эксплуатируется. Плотность электролита, заливаемого в сухозаряженные аккумуляторные батареи, должна быть на 0,02 г/см3 меньше, чем у заряженной батареи, которая рекомендована для данного времени года и климатической зоны. Для очень холодных областей со среднемесячной температурой от -50 до -30 град. Цельсия плотность электролита, приведённая к 25 град. Цельсия, у заряженной аккумуляторной батареи должна составлять:
1) зимой — 1,30;
2) летом — 1,26;
— для холодной зоны (от -30 до -15 град. Цельсия):
1) круглогодично — 1,28;
— для умеренной зоны (от -15 до -4 град. Цельсия):
1) круглогодично – 1,26;
— для жаркой зоны (от 4 до 15 град. Цельсия):
1) круглогодично – 1,24;
— для влажной тёплой зоны (от 4 до 6 град. Цельсия):
1) круглогодично – 1,22.
Допустимое отклонение плотности электролита от приведённых значений составляет ±0,01 г/см3.
Изменение плотности электролита имеет прямую зависимость от температуры. В случае повышения температуры электролита на 1 градус, его плотность уменьшается на 0,0007 г/см3 и, наоборот, при понижении температуры на 1 град. плотность увеличивается на 0,0007 г/см3. Плотность электролита замеряется денсиметром [рис. 1, А] со шкалами 1,10-1,30 и 1,20-1,40 (цена деления 0,01). Температура электролита определяется по термометру. По завершении замера данной температуры и плотности определяется его плотность, приведённая к температуре 25 град. Цельсия. На каждые 15 град. Цельсия изменения температуры поправка к показанию денсиметра составляет 0,01. Поправка прибавляется к показаниям денсиметра в случае, когда температура выше 30 град. Цельсия, и вычитается, когда она ниже 20 град. Цельсия.
Рис. 1. Приборы для проверки степени заряженности аккумуляторов и уровня электролита.
А) – Измерение плотности электролита;
Б) – Измерение напряжения нагрузочной вилкой ЛЭ-2;
1) – Денсиметр с пипеткой;
2) – Вольтметр;
3) – Контактная гайка;
4) – Резистор 0,02 Ом;
5) – Резистор 0,01 Ом;
6) – Ножки;
В) – Контроль уровня электролита трубкой;
Г) – Аккумуляторный пробник Э 107;
1) – Вольтметр;
2) – Кронштейн;
3) – Корпус;
4) – Резисторы;
5) – Ножка;
6) – Контактная гайка;
7) – Ручка;
8) – Щуп;
9) – Шнур;
10) – Штырь.
Электролит, заливаемый в аккумулятор, должен иметь температуру в пределах 15-25 град. Цельсия (для холодной и умеренной зон) и 15-30 град. Цельсия (для жаркой и тёплой влажной зон). Аккумуляторную батарею перед заливкой электролита необходимо резгерметизировать.
По окончании заполнения аккумуляторную батарею следует выдержать для пропитки от 20 до 120 мин, а затем замерить его плотность. Если плотность понизилась менее чем на 0,03 г/см3 относительно плотности залитого электролита, то эксплуатация аккумуляторной батареи допускается. В случае уменьшения плотности более чем на 0,03 г/см3 – требуется зарядить батарею.
При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженной батареи допускается её установка на машину после пропитки электролитом в течение 20 мин без контроля его плотности (если срок хранения не более года). По возвращении машины с работы требуется полностью зарядить батареи, а также произвести корректировку плотности электролита таким образом, чтобы она соответствовала климатической зоне эксплуатации.