В тех случаях, когда работа тракториста либо водителя не может быть облегчена в достаточной степени за счёт передаточного отношения рулевого механизма – применяются усилители рулевого управления.
Усилители включаются в работу при достижении усилия на рулевом колесе со стороны водителя 20-30 Н. На грузовых автомобилях усилители монтируют, начиная со среднего класса грузоподъёмности (4-5 м), а на тракторах, начиная с тягового класса 0,9. За счёт установки усилителей не только повышается безопасность движения автомобиля/трактора (усилитель позволяет сохранить управляемость даже при разрыве шины на одном из передних колёс), но также сокращается время поворота и снижается усталость водителя/тракториста в процессе длительной работы, что влечёт за собой повышение производительности труда.
Усилители бывают двух типов:
1) – гидравлические;
2) – пневматические.
Широкое распространение на тракторах и автомобилях получили гидравлические усилители различной конструкции. Для относительно лёгких машин, широко применяемых в сельском хозяйстве, используют гидроусилители, которые встроены в рулевой механизм и обеспечивают компактность конструкции. На тяжёлых машинах усилители, как правило, монтируют в рулевом приводе – отдельно от рулевого механизма.
В рулевых механизмах, совмещённых с гидроусилителями, широкое распространение получила пара винт – шариковая гайка, которая обладает высоким КПД (автомобили МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ).