При работе двигателя Д-21 [рис. 1] трактора Т-25 в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) возникают силы от давления газов и инерции движущихся масс кривошипно-шатунного механизма, силы трения и полезного сопротивления на валу двигателя.
Силы инерции, в свою очередь, разделяются по характеру движения на два типа:
1) – Силы инерции масс, движущихся возвратно-поступательно;
2) – Силы инерции масс, движущихся вращательно.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-21 трактора Т-25.
1) – Масляный насос;
2) – Шатун;
3) – Поршень;
4) – Вентилятор;
5) – Головка цилиндра;
6) – Клапан;
7) – Картер;
8) – Маховик;
9) – Коленчатый вал.