Механизм вращения клапана используется в некоторых двигателях внутреннего сгорания (ЗИЛ-357, ЗИЛ-130) с целью повышения надёжности и долговечности выпускных клапанов. Размещён корпус специального механизма вращения клапана непосредственно в головке цилиндров [рис. 1].
Рис. 1. Механизм вращения выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130.
а) – Установка механизма вращения клапана;
б) – Схема работы механизма вращения клапана;
в) – Схема работы механизма вращения клапана;
г) – Схема работы механизма вращения клапана;
1) – Пружина клапана;
2) – Упорная шайба;
3) – Дисковая пружина вращения клапана;
4) – Корпус;
5) – Шарики;
6) – Наклонные лунки;
7) – Возвратные пружины;
8) – Стопорное кольцо;
9) – Тарелка (головка) клапана;
10) – Стержень клапана;
11) – Хвостовик клапана;
12) – Сухарики;
13) – Седло;
14) – Направляющая втулка;
15) – Тарелка;
16) – Ограничительное кольцо.
В неподвижном корпусе (4) по окружности выполнено пять наклонных лунок (6) для шариков (5) с возвратными пружинами (7). На верхнюю часть корпуса надеты (с зазором) дисковая пружина (3) и опорная шайба (2), которая удерживается стопорным кольцом (8). Пружина (1) клапана опирается одним концом на тарелку (15), другим — на опорную шайбу (2). Когда клапан закрыт, усилие пружины передаётся через шайбу дисковой пружине (3) и шарикам (5). Дисковая пружина своей внутренней кромкой опирается на заплечники, а на её наружную кромку (через опорную шайбу) действует пружина.