Тормоза служат для удержания трактора Т-40 и Т-40А в неподвижном состоянии на подъёмах и уклонах. Помимо этого, посредством тормозов производится сдерживание максимальной скорости при движении трактора под уклон, а также осуществляются повороты трактора путём затормаживания одной из полуосей.
Управление тормозами раздельное, за счёт чего увеличивается манёвренность трактора. В случае необходимости тракторист может соединить педали и затормозить оба колеса одновременно.
Устройство тормозов трактора Т-40 и Т-40А. Тормоза сухие, ленточные и размещены в рукавах, которые соединяют конечные передачи с корпусом трансмиссии.
Правый и левый тормоза аналогичны, однако правый рукав тормоза вместе с правой полуосью короче левых за счёт некоторого смещения вправо корпуса трансмиссии.
Рукава тормозов трактора изготовлены в виде трубы с расположенными на концах фланцами. Рукава крепятся большими фланцами к боковым поверхностям корпуса трансмиссии посредством шпилек, затягиваемых гайками.
Пара центрующих штифтов в соединении рукава с корпусом разгружают от изгибающих усилий шпильки.
К наружным (меньшим) фланцам рукавов присоединяются конечные передачи. Крылья ведущих колес крепятся к площадкам верхней части рукавов. Фигурное окно, выполненное на задней стенке, служит для регулировки тормоза. Штампованная крышка (27) [рис. 1] закрывает окно. На левом рукаве тормоза имеется площадка с отверстиями, предназначенная для монтажа кронштейна силового цилиндра навесной системы.
Рис. 1. Тормоза трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Заклёпка;
2) – Рукав тормоза;
3) – Тормозной барабан;
4) – Рычаг тяги;
5) – Пружина;
6) – Рычаг промежуточного валика;
7) – Промежуточный валик;
8) – Скоба;
9) – Рычаг включения стоп-сигнала;
10) – Соединительная планка;
11) – Пружина;
12) – Тяга правого тормоза;
13) – Педаль правого тормоза;
14) – Пол кабины;
15) – Защёлка педалей;
16) – Пружина защёлки;
17) – Педаль левого тормоза;
18) – Регулировочная тяга;
19) – Кронштейн педалей;
20) – Вал педалей;
21) – Тяга левого тормоза;
22) – Крышка;
23) – Каркасный самоподжимной сальник;
24) – Полуось;
25) – Рычаг левого тормоза;
26) – Ось рычага тормоза;
27) – Крышка рукава;
28) – Рычаг тормозной ленты;
29) – Гайка;
30) – Сферическая шайба;
31) – Регулировочная тяга;
32) – Палец ленты;
33) – Тормозная лента;
34) – Накладка тормозной ленты;
35) – Установочный винт;
36) – Контргайка.
Тормозные барабаны (3) трактора Т-40 и Т-40А соединены с полуосями (24) заклёпками (1). Шлицевой конец полуоси входит в хвостовик ведомой конической шестерни дифференциала, а тормозной барабан шлицевой ступицей соединён с ведущей шестернёй конечно передачи. Следовательно, вращение передаётся от дифференциала к конечным передачам.
Лента (33), которая охватывает тормозной барабан, выполнена из пружинной стали. Фрикционная накладка (34) прикреплена к ленте со стороны тормозного барабана. Верхний конец ленты шарнирно крепится к рычагу (28) посредством петли и пальца (32). Нижний конец ленты (также через петлю) соединён с регулировочной тягой (31), изготовленной в форме Т-образного болта.
Стержень тяги (31) входит в отверстие рычага (28) и соединён с ним через сферическую шайбу (30). Рычаг (28) ленты жёстко закреплён на оси (26), которую допускается поворачивать в расточках рукава тормоза. На конце данной оси (с наружной стороны рукава) установлен рычаг (25), который связан через вилку и тягу (21) с педалью тормоза.
При нажатии трактористом тормозной педали, она перемещается и поворачивает рычаг (25) вместе с осью (26) и рычагом (28) ленты. Последний одновременно затягивает вокруг барабана (3) оба конца ленты (33).
Между тормозным барабаном и фрикционной накладкой возникают силы трения и в зависимости от степени приложенных усилий к педали тормоза происходит притормаживание либо полное торможение барабана и, как следствие, ведущего колеса, связанного с ним.
Педали (13) и (17) тормоза трактора Т-40 и Т-40А находятся перед сиденьем тракториста, с правой стороны, над полом.
Педаль (13) правого тормоза смонтирована на валу (20) на капроновой втулке, которая запрессована в ступицу педали. Тормозная тяга (12) связывает педаль с рычагом правого тормоза. Оттяжная пружина (11), один конец которой прикреплён к корпусу трансмиссии, а другой соединён с тягой (12), возвращает педаль тормоза в исходное положение.
Педаль (17) левого тормоза смонтирована на том же валу, но установлена на нём посредством шпонки и стяжного болта, вследствие чего поворот вала (20) осуществляется вместе с педалью. Капроновые втулки вала запрессованы в приливы кронштейна (19).
Валик (7), установленный в капроновых втулках в расточках корпуса муфты сцепления, служит для передачи усилия на рычаг (25) левого тормоза. Резиновые уплотнения в местах выхода валика из корпуса, предотвращают вытекание смазки. С правой и левой стороны на концах валика (7) жёстко закреплены рычаги. Правый рычаг (6) посредством тяги (18) соединён с рычагом, закреплённым на валу (20). Левый рычаг (4) посредством тяги (21) связан с рычагом (25) левого тормоза. Следовательно, валик (7) соединяет тормоз левого ведущего колеса с левой тормозной педалью.
Отжимная пружина (5) возвращает педаль левого тормоза в исходное положение.
Чтобы осуществить одновременное торможение обоих ведущих колес трактора Т-40 и Т-40А педали тормозов блокируются посредством соединительной планки (10).
Защёлка (15) служит для удержания педали в заторможенном состоянии длительное время. Хвостовик защёлки с нарезанными на нём зубьями размещён в скобе (8), которая приварена к педали (17) левого тормоза.
Чтобы удерживать педали в положении торможения необходимо нажать на защёлку. При развороте её скоба (8) входит во впадину между зубьями защёлки и удерживает её в таком положении. При нажатии на педаль пружина (16) возвращает защёлку в исходное положение. К педали (17) левого тормоза также приварен рычаг (9), предназначенный для включения стоп-сигнала при торможении трактора.