Техническое обслуживание тормозов трактора Т-40 и Т-40А заключается в их своевременной регулировке, а также контроле за состоянием деталей (в особенности тормозных накладок).
Проверка и регулировка тормозов осуществляется через каждые 240 мото/ч работы трактора.
Тормозные накладки в процессе эксплуатации изнашиваются, вследствие чего требуется регулировка положения тормозной ленты.
Для этого необходимо отвернуть болты и снять крышку (28) [рис. 1]. После ослабления контргайки, нужно завернуть гайку (29) регулировочной тяги (31) до отказа, тем самым перемещая тяги относительно рычага (28) и обтягивая тормозной лентой барабан. После этого следует отвернуть гайку на 3,5 оборота, устанавливая зазор между тормозным барабаном и лентой в незаторможенном состоянии, а потом затянуть контргайку. Крышка (27) устанавливается на место. Винтом (35) после каждой регулировки необходимо ограничивать провисание ленты и устанавливать таким образом зазор между тормозной лентой и барабаном. Для этого нужно ослабить контргайку (36) и завернуть винт (35) до упора. Далее вывернуть винт на 3/4 оборота и законтрить гайкой.
Рис. 1. Тормоза трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Заклёпка;
2) – Рукав тормоза;
3) – Тормозной барабан;
4) – Рычаг тяги;
5) – Пружина;
6) – Рычаг промежуточного валика;
7) – Промежуточный валик;
8) – Скоба;
9) – Рычаг включения стоп-сигнала;
10) – Соединительная планка;
11) – Пружина;
12) – Тяга правого тормоза;
13) – Педаль правого тормоза;
14) – Пол кабины;
15) – Защёлка педалей;
16) – Пружина защёлки;
17) – Педаль левого тормоза;
18) – Регулировочная тяга;
19) – Кронштейн педалей;
20) – Вал педалей;
21) – Тяга левого тормоза;
22) – Крышка;
23) – Каркасный самоподжимной сальник;
24) – Полуось;
25) – Рычаг левого тормоза;
26) – Ось рычага тормоза;
27) – Крышка рукава;
28) – Рычаг тормозной ленты;
29) – Гайка;
30) – Сферическая шайба;
31) – Регулировочная тяга;
32) – Палец ленты;
33) – Тормозная лента;
34) – Накладка тормозной ленты;
35) – Установочный винт;
36) – Контргайка.
В процессе регулировки педали тормозов вводятся в крайнее заднее положение. У правильно отрегулированных тормозов наружный рычаг (25) должен быть отклонён на 10 град. назад по вертикали, проходящей через ось рычага.
В случае замены деталей тормоза либо его привода тормоз следует начинать регулировать с установки требуемого положения наружного рычага (25). Для этого необходимо путём свинчивания либо навинчивания вилки на тягу (21) подобрать нужную длину для соединения рычага в указанном положении с педалью тормоза в крайнем заднем положении.
Свободный ход тормозных педалей трактора Т-40 и Т-40А должен быть в пределах 50-80 мм. Левый и правый тормоза регулируются одновременно, чтобы ход педалей в сблокированном положении вместе с усилием затяжки лент были одинаковыми, а торможение осуществлялось одновременно.
Проверка одновременности действия тормозов осуществляется по следу от ведущих колёс на почве.
При резком торможении трактора (на максимальной скорости) длина тормозного пути – порядка 10 м.
Надёжная работа тормозов в большинстве своём зависит от качества сальников, которые предотвращают попадание в полость рукава масла из корпуса трансмиссии, а также корпуса конечной передачи. В случае замасливания накладок происходит резкое уменьшение силы трения между накладкой и барабаном, поэтому верным признаком замасливания является недостаточная эффективность тормозов при сильном нажатии на педаль.
Определить наличие масла в рукаве тормоза, а также слить его можно, вывернув винт (35).
В случае скопления в рукавах тормозов большого объёма масла необходимо проверить сальники и заменить повреждённые.
Замасленные накладки следует промыть (без разборки конечной передачи). Для этого необходимо снять крышку (27) и залить в рукав керосин (по нижнюю кромку люка). Далее установить крышку и поездить на тракторе Т-40 и Т-40А вперёд назад (20-25 мин) на транспортных передачах, не нажимая на тормозные педали. После этого нужно слить грязный керосин через резьбовое отверстие для установочного винта (35), залить чистый и снова ездить (10-15 мин) используя тормоза. После слива керосина и установки винта (35), следует проверить работу тормозов. В случае если данная промывка тормозной накладки не привела к устранению буксования, то нужно разобрать тормоз и проверить состояние накладки.
Буксование тормозов возможно и из-за значительного износа накладки. Накладки с сильным износом подлежат замене. Заклёпки крепления новой накладки должны в ней утопать не менее чем на 2 мм.
Требуется периодическая проверка и подтяжка крепления деталей управления тормозами трактора Т-40 и Т-40А. В процессе эксплуатации смазывание капроновых втулок не производится.