Уравновешивающий механизм служит для уменьшения вибрации двигателя Д-160 за счёт уравновешивания сил инерции второго порядка поступательно-движущихся масс посредством грузов-противовесов (9) и (10) [рис. 1] механизма. Он прикреплён к блоку двигателя (в его передней части) с помощью четырёх болтов и центрируется парой штифтов. В состав уравновешивающего механизма входит корпус (11) с бронзовыми опорными втулками (1), пара противовесов (изготовлены как единое целое с зубчатыми венцами и опорными шейками), пара шестерён (5) и (2) привода, а также промежуточный валик (8). Опорные втулки противовесов снабжены лысками на бурте, которые за счёт упора в выступы на корпусе механизма удерживают втулки от проворачивания.
Рис. 1. Уравновешивающий механизм двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Втулка;
2) – Шестерня привода механизма;
3) – Шайба;
4) – Штифт;
5) – Шестерня привода масляного насоса;
6) – Штифт-заглушка;
7) – Кольцо;
8) – Промежуточный валик;
9) – Противовес;
10) – Противовес;
11) – Корпус;
12) – Штифт;
13) – Заглушка масляного канала;
14) – Поддон.
Привод механизма реализован от шестерни (5) привода масляного насоса, которая посажена на промежуточном валике. Промежуточный валик соединён с валиком привода масляного насоса посредством шлицевой муфты. Кольцо (7), закреплённое на валике с помощью штифта, служит для удержания промежуточного валика от осевого перемещения.
Смазка подшипников промежуточного валика и противовесов осуществляется маслом, которое поступает (под давлением) из главной магистрали блока по просверленным в корпусе механизма каналам.
Зубья всех шестерён уравновешивающего механизма двигателя Д-160 трактора Т-130М смазываются распылённым маслом, которое образуется во внутрикартерном пространстве в процессе работы двигателя.
Для правильного зацепления зубчатых венцов противовесов метки «С» на зубе и впадине зубьев обоих венцов должны совпадать. Метка-риска, расположенная на обработанном приливе поддона (14), должна совпадать с меткой-риской на зубе шестерни (2) привода уравновешивающего механизма в процессе установки его на двигатель (метка «ВМТ 1-4 цил» либо «ВМТ 2-3 цил» на маховике размещена против острия указателя, а поршни находятся в в.м.т.). При этом метки «С» на зубьях венцов противовесов должны совпадать.