Техническое обслуживание топливной аппаратуры двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

Топливный насос, форсунки, а также регулятор тщательно отрегулированны в заводских условиях механизмами топливной аппаратуры двигателя Д-160 трактора Т-130М. К разборке и регулировке данных механизмов допускаются только квалифицированные механики и только в условиях специальных мастерских.

В процессе разборки топливной аппаратуры, в особенности форсунок и секций насоса, необходимо соблюдать абсолютную чистоту.

Если трактор Т-130М эксплуатируется в нормальных условиях, то потребность в проверке, а также регулировке топливного насоса возникает достаточно редко. Изменение регулировки, установленной заводом, может произойти в случае замены ТНВД, его секции либо иных деталей.

В процессе ремонта (при необходимости) нужно произвести регулировку и проверку топливного насоса на момент начала и величину подачи топлива, согласно нижеприведённому порядку. На ТНВД должны быть правильно отрегулированы хвостовики (12) [рис. 1] толкателей (13). Для этого требуется установить на двигатель маховик (16) на ходе сжатия таким образом, чтобы метка «ВМТ 1-4 цил» не доходила до острия указателя (15) на угол (А), который составляет 24 град. для двигателя Д-160 и 23 град. для двигателя Д-160Б. При данном положении маховика и демонтированной первой секции (6) насоса необходимо проверить расстояние (Д) от верхней плоскости корпуса ТНВД до опорного торца хвостовика толкателя, в который упирается торец плунжера. Расстояние (д) должно составлять 45,5±0,05 мм. Если потребуется регулировка, но нужно установить заданный размер путём вывинчивания либо завинчивания хвостовика (12) толкателя. Далее нужно поворачивать маховик каждый раз на 180 град. и устанавливать его в указанное положение меток, после чего производить регулировку на размер 45,5±0,05 мм остальных хвостовиков толкателей в порядке работы цилиндров (1-3-4-2).

Схема регулировки и проверки первой секции топливного насоса двигателя Д-160 трактора Т-130М на момент начала подачи топлива

Рис. 1. Схема регулировки и проверки первой секции топливного насоса двигателя Д-160 трактора Т-130М на момент начала подачи топлива.

1) – Шестерня коленчатого вала;

2) – Большая шестерня распределительного вала;

3) – Малая шестерня распределительного вала;

4) – Шестерня привода топливного насоса;

5) – Кулачковый вал топливного насоса;

6) – Первая секция топливного насоса;

7) – Моментоскоп;

8) – Отрезок топливопровода высокого давления;

9) – Резиновая трубка;

10) – Стеклянная трубка;

11) – В.М.Т. поршня;

12) – Регулировочный хвостовик толкателя;

13) – Толкатель;

14) – Поршень;

15) – Указатель;

16) – Маховик;

А = 24±1 град. (для двигателя Д-160) и 23±1 град. (для двигателя Д-160Б) – Смещение метки «В.М.Т.-1-4Ц» на маховике относительно указателя;

В = 73±0,4 мм (для двигателя Д-160) и 72±0,4 мм (для двигателя Д-160Б) – Расстояние от привалочной плоскости корпуса регулятора до оси впадины зубьев, отмеченной меткой;

Д = 45,5±0,05 мм (расстояние от верхней плоскости корпуса ТНВД до опорной поверхности хвостовика толкателя).

По завершении регулировки толкателей и установки секций ТНВД следует проверить момент начала подачи топлива секциями. На штуцер проверяемой секции нужно навернуть моментоскоп и переставить рычаг акселератора в положение максимальной подачи топлива. Далее, путём проворачивания коленчатого вала двигателя Д-160 посредством пускового двигателя Д-160 следует прокачать топливо через моментоскоп до момента появления непрерывной струи, не содержащей воздушные пузырьки.

В процессе проверки начала подачи топлива моментоскопом в момент начала движения мениска первой секции метка «В.М.Т 1-4 цил» на ободе маховика не должна доходить на ходе сжатия до острия указателя на угол 24±1 град. (для двигателя Д-160) и 23±1 град. (для двигателя Д-160Б). Посредством проворачивания маховика на 180 град. осуществляется проверка подачи топлива остальными секциями топливного насоса в порядке работы цилиндров (1-3-4-2).

Порядок установки момента начала подачи топлива в случае, когда топливный насос демонтирован с двигателя: шестерню привода необходимо установить таким образом, чтобы расстояние (В) от середины впадины, отмеченной керном и цифрой 1, до привалочной плоскости корпуса регулятора должно составлять 73±0,4 мм (для двигателя Д-160) и 72±0,4 мм (для двигателя Д-160Б). При этом от верхней плоскости корпуса топливного насоса до опорного торца хвостовика толкателя расстояние должно составлять 45,5±0,05 мм. Затем посредством проворачивания валика ТНВД по часовой стрелке, необходимо аналогичным образом установить хвостовик у остальных секций топливного насоса, согласно порядку их работы (1-3-4-2).

В случае отклонения момента начала подачи топлива нужно проверить правильность установки хвостовиков толкателей. Чтобы произвести небольшую подрегулировку момента начала подачи топлива допускается установка правильного угла путём изменения положения хвостовика толкателя, как описано выше. Следует помнить, что при излишнем выворачивании хвостовика толкателя произойдёт упирание плунжера в гнездо обратного клапана.

Полный выход рейки от торца регулировочной муфты до плоскости корпуса ТНВД должен составлять 26,5 мм. Каждая секция насоса за 500 ходов плунжера должна подавать 115±1 см3 топлива при 600 мин-1 валика насоса (для двигателя Д-160) и 116±1 см3 топлива при 500 мин-1 валика (для двигателя Д-160Б). При регулировке количества топлива, подаваемого секциями насоса, рейка должна быть установлена таким образом, чтобы регулировочная муфта касалась пружины корректора, не деформируя её. Для этого необходимо под пружину корректора подложить щуп (толщина 2,8 мм для дизеля Д-160 и 3,6 мм – для дизеля Д-160Б).

По завершении проверки момента начала подачи топлива и проведения его регулировки следует проконтролировать работу автоматического отключения 2-ого и 3-его цилиндров. Порядок проведения данного контроля:

— При работе дизеля на холостых оборотах необходимо отсоединить трубки высокого давления от II и III секций. Если подача топлива через обратные клапаны отсутствует, то отключенные секции функционируют нормально, а если топливо подаётся – нужно убедиться в отсутствии подачи топлива через форсунки. С этой целью отрегулированную на 200 кгс/см2 (19,6 МПа) форсунку следует поочерёдно присоединять ко II и III секциям. Если при работе дизеля на холостых оборотах подача топлива через форсунку отсутствует, то отключенные секции ТНВД работают нормально.

Выключение из работы второго и третьего цилиндров должно происходить на режиме холостых оборотов.

В процессе регулировки ТНВД на стенде II и III секции должны прекращать подачу топлива через форсунки при выходе рейки на 11,2 мм (для двигателя Д-160) и на 13,4 мм (для двигателя Д-160Б).

За счёт допуска на равномерность имеется возможность регулировки чёткого автоматического выключения и включения подачи топлива II и III секциями, путём поворота зубчатого сектора на плунжере.

При загрузке двигателя трактора Т-130М все четыре цилиндра автоматически включаются в работу.

Чтобы получить нормальную частоту вращения коленчатого вала двигателя следует открыть крышку бокового люка корпуса регулятора [рис. 2] и установить тягу рейки в крайнее переднее положение, которое соответствует полной подаче топлива.

Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 2. Регулятор ТНВД системы питания топливом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Шестерня привода подкачивающей помпы;

2) – Вал привода регулятора и топливного насоса;

3) – Втулка заднего подшипника;

4) – Сальник;

5) – Трёхплечий рычаг регулятора;

6) – Регулировочная тяга к рейке топливного насоса;

7) – Упор минимальной частоты вращения;

8) – Пружина регулировочного болта упора минимальной частоты вращения;

9) – Пружина регулятора;

10) – Регулировочный болт упора минимальной частоты вращения;

11) – Стопорная втулка регулировочных болтов;

12) – Крышка люка регулировочных болтов;

13) – Пружина регулировочного болта упора максимальной частоты вращения;

14) – Регулировочный болт упора максимальной частоты вращения;

15) – Одноплечий рычаг регулятора;

16) – Втулка верхнего подшипника вертикального валика регулятора;

17) – Вертикальный валик регулятора;

18) – Крышка верхнего люка корпуса регулятора;

19) – Маслоподводящая трубка;

20) – Ролик рычага регулятора;

21) – Игольчатый подшипник;

22) – Упорный шарикоподшипник муфты регулятора;

23) – Верхний валик рычагов регулятора;

24) – Подвижная муфта регулятора;

25) – Двуплечий рычаг регулятора;

26) – Шестерня привода регулятора и топливного насоса;

27) – Груз регулятора;

28) – Упорный шарикоподшипник вертикального валика регулятора;

29) – Фланец корпуса шарикоподшипника;

30) – Корпус шарикоподшипника;

31) – Регулировочные прокладки;

32) – Упорные плиты;

33) – Упорный диск;

34) – Корпус переднего подшипника приводного вала;

35) – Втулка переднего подшипника;

36) – Шестерня привода работомера;

37) – Работомер;

38) – Нижний валик трёхплечего рычага;

39) – Коническая пара шестерён привода вертикального валика регулятора;

40) – Направляющие штифты;

41) – Упор максимальной частоты вращения;

42) – Топливоподкачивающий насос;

43) – Шестерня валика топливоподкачивающего насоса.

При этом регулирующая муфта должна соприкасаться с пружиной корректора (без деформации пружины), для чего нужно подложить под пружину щуп толщиной 2,8 мм (для двигателя Д-160) и 3,6 мм (для двигателя Д-160Б). Грузики регулятора прижаты к вертикальному валику, а подвижная муфта регулятора – к роликам рычагов (до сухариков грузиков торец муфты не должен доходить на 1,5-3 мм).

Далее выполняется пуск дизельного двигателя, наружный рычаг регулятора необходимо установить в положение, которое соответствует максимальной подаче топлива, то есть рычаг акселератора нужно передвинуть в крайнее верхнее положение.

Коленчатый вал дизеля (без нагрузки) должен вращаться с частотой 1290-1340 мин-1 (у двигателя Д-160) и 1250 мин-1 (у двигателя Д-160Б). При работе с полной нагрузкой при частоте 1100-1160 мин-1 (у двигателя Д-160) обеспечивается мощность 117,8 кВт, а при 1070 мин-1 (у двигателя Д-160Б) обеспечивается мощность 103 кВт.

Наружное плечо трёхплечего рычага внутри регулятора должно упираться в торец упора максимальной частоты вращения.

Уменьшение либо увеличение частоты вращения дизельного двигателя с доведением её до вышеуказанных значений осуществляется путём вращения регулировочного болта максимальной частоты вращения. Регулировка выполняется при демонтированной крышке регулятора, закрывающей регулировочные болты регулирующих муфт. При перемещении рычага акселератора до упора вниз дизельный двигатель должен развивать минимальную частоту вращения (550 мин-1), при этом внутреннее плечо трёхплечего рычага внутри регулятора должно упираться в торец упора минимальной частоты вращения.

Регулировка минимальной частоты вращения выполняется в следующем порядке. Первым делом нужно отсоединить регулировочную тягу, которая соединяет акселератор с наружным рычагом регулятора. Далее перевести наружный рычаг регулятора вперёд до момента, пока в регуляторе внутреннее плечо трёхплечего рычага не дойдёт до торца упора минимальной частоты вращения. Путём поворота регулировочного болта минимальной частоты вращения следует добиться нужной частоты. По завершении вышеперечисленных операций необходимо присоединить регулировочную тягу акселератора.

Замер оборотов дизельного двигателя трактора Т-130М производится посредством манометра, который присоединяется к валику привода работомера (с демонтированной крышкой на корпусе работомера). Приводной валик работомера вращается в два раза медленнее коленчатого вала.

13*

Яндекс.Метрика