Газораспределительный механизм двигателя Д-160 трактора Т-130М служит для открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов двигателя в определённые моменты.
Устройство газораспределительного механизма. В состав механизма газораспределения входит распределительный вал (4) [рис. 1], толкатели, кронштейны толкателей (8), штанги (11) толкателей, коромысла (22) клапанов с регулировочными контргайками, валики (18) коромысел с распорными пружинами, стойки (19) валиков коромысел, клапаны (25), клапанные пружины (20) и (21), направляющие втулки (24) клапанов, тарелки пружин и сухарики (23) крепления пружин.
Рис. 1. Поперечный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Трубка подвода масла к коренному подшипнику коленчатого вала;
2) – Фильтр грубой очистки топлива;
3) – Масломерная линейка;
4) – Распределительный вал;
5) – Главный маслопровод;
6) – Задняя лапа крепления двигателя;
7) – Топливный насос;
8) – Кронштейн толкателей;
9) – Центробежный масляный фильтр;
10) – Валик декомпрессора;
11) – Штанга толкателя;
12) – Штанга декомпрессора;
13) – Масляный фильтр турбокомпрессора;
14) – Водоотводная труба;
15) – Бензобак;
16) – Регулировочный винт коромысла;
17) – Стопор валика коромысел;
18) – Валик коромысел;
19) – Стойка валика коромысел;
20) – Клапанная пружина (наружная);
21) – Клапанная пружина (внутренняя);
22) – Коромысло;
23) – Сухарик;
24) – Втулка клапана;
25) – Клапан;
26) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;
27) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
28) – Турбокомпрессор;
29) – Валик для заводки пускового двигателя;
30) – Воздухоподводящий патрубок;
31) – Рычаг крепления форсунки;
32) – Форсунка;
33) – Выпускной коллектор;
34) – Стакан форсунки;
35) – Впускной коллектор;
36) – Головка цилиндров пускового двигателя;
37) – Клапан;
38) – Блок цилиндров пускового двигателя;
39) – Поршень;
40) – Впускной и выпускной коллекторы;
41) – Шатун;
42) – Крышка клапанной камеры;
43) – Толкатель пускового двигателя;
44) – Кулачковый валик;
45) – Коленчатый вал пускового двигателя;
46) – Поддон;
47) – Спускная пробка с магнитом.
Стальной кулачковый распределительный вал (4) вращается на трёх втулках, которые запрессованы в блок дизельного двигателя. Кулачки и шейки вала термообработаны посредством закалки ТВЧ.
Шейки вала снабжены спиральными канавками, предназначенными для затягивания масла внутрь подшипника в процессе вращения вала. На переднем конце распределительного вала установлена двойная шестерня. Её большой венец входит в зацепление с шестернёй коленчатого вала, а малый – с шестернёй привода валика регулятора топливного насоса. Упорный диск из бронзы, зажатый между передней шейкой вала и шестернёй, ограничивает продольное перемещение вала в заданных пределах (0,1-0,33 мм).
Толкатели выполнены из специального чугуна. Стержень толкателя высверлен; в его плоское донышко упирается нижний наконечник штанги (11) толкателя. Подвод масла к тарелке толкателя происходит из полости стержня через отверстие в толкателе.
Толкатели вставлены в отверстия четырёх чугунных кронштейнов (8) (по паре толкателей в каждом кронштейне), прикреплённых к блоку посредством четырёх болтов. Пара призонных болтов обеспечивает определённое положение кронштейнов с толкателями относительно блока. Для удержания толкателей в кронштейнах применены пружинные стопорные кольца, которые установлены в кольцевые канавки в верхней части стержней.
Оси толкателей имеют смещение в блоке относительно центра кулачков распределительно вала, за счёт чего достигается вращение толкателей в процессе работы и, как следствие, снижение износа стержня и тарелки толкателей.
Стальные штанги (11) толкателей трубчатые. Ввёрнутый в коромысло (22) регулировочный винт упирается в шаровую чашечку верхнего конца штанги. Нижний конец штанги упирается наконечником в дно отверстия толкателя. Наконечники штанги термообработаны (цементация, закалка).
Коромысло (22) клапана отлито из стали. В отверстие, расположенное в его средней части, запрессована бронзовая втулка. Регулировочный винт ввёрнут в резьбовое отверстие коромысла. Этот же конец коромысла снабжён выступом с площадкой, в которую в процессе пуска двигателя упирается регулировочный наконечник штанги декомпрессорного механизма. Рабочий конец коромысла, который соприкасается со стержнем клапана, а также выступ с другой стороны – закалены. По расположенным в коромысле каналам масло поступает от бронзовой втулки к наконечнику штанги толкателя, а также к наконечнику штанги декомпрессорного механизма. Коромысла клапанов свободно надеты на стальные (полые) валики (18) и прижаты распорными пружинами к стойкам.
Валики (18) коромысел термообработаны (закалка ТВЧ). Внутри валика имеется закрытый заглушками с обеих сторон канал, в который поступает масло из главного маслопровода. Валики коромысел крепятся посредством стопоров на чугунных стойках (19), которые в свою очередь прикреплены к головкам блока с помощью шпилек и гаек.
Впускной и выпускной клапаны. Впускной клапан (22) [рис. 2] выполнен из хромистой стали, а выпускной (23) – из жаростойкой. Торцы тарелок клапанов снабжены пазом, предназначенным для вставки в него приспособления для вращения клапанов в процессе их притирания к гнёздам.
Рис. 2. Продольный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Передняя спускная пробка;
2) – Передний маслоприёмник масляного насоса;
3) – Уравновешивающий механизм;
4) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
5) – Шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма;
6) – Шестерня привода гидронасоса;
7) – Передняя опора двигателя;
8) – Шатун;
9) – Распределительный вал;
10) – Болт крепления шкива коленчатого вала;
11) – Упорная плита распределительного вала;
12) – Коленчатый вал;
13) – Кожух шестерён распределения;
14) – Поршневой палец;
15) – Блок двигателя;
16) – Резиновое уплотнительное кольцо гильзы цилиндров;
17) – Шестерня привода распределительного вала;
18) – Поршень;
19) – Гильзы цилиндров;
20) – Шестерня привода топливного насоса;
21) – Вентилятор;
22) – Впускной клапан;
23) – Выпускной клапан;
24) – Крестовина вентилятора;
25) – Головка цилиндров;
26) – Колпак головки цилиндров;
27) – Грузовая проушина;
28) – Трубка подвода масла к валику коромысел;
29) – Валик коромысел;
30) – Воздухозаборный патрубок компрессора;
31) – Воздухоподводящий патрубок;
32) – Турбокомпрессор;
33) – Выпускной патрубок;
34) – Трубка отвода топлива от форсунок в топливный бак;
35) – Выпускной коллектор;
36) – Указатель для установки поршня в в.м.т.;
37) – Кожух маховика;
38) – Маховик;
39) – Болт крепления маховика;
40) – Задний маслоприёмник масляного насоса;
41) – Крышка коренного подшипника;
42) – Масляный насос;
43) – Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;
44) – Упорное полукольцо коленчатого вала;
45) – Крышка шатуна;
46) – Картер.
Клапаны перемещаются в направляющих втулках, изготовленных из антифрикционного серого чугуна и запрессованных в головку блока. Каждый клапан прижимается к гнезду посредством пары пружин с различным направлением навивки. Три сухарика, вставленные в кольцевую канавку на стержне клапана, удерживают пружины в сжатом состоянии. Расположенные на головках блока детали клапанно-распределительного механизма закрыты колпаками.
Декомпрессионный механизм используется для принудительного открытия впускных клапанов с целью снижения компрессии цилиндрах и, как следствие, облегчения прокручивания коленчатого вала двигателя Д-160 перед запуском либо вручную при регулировках.
На поверхности валика декомпрессора (10) [рис. 1] имеются лыски (4 шт.), в которые упираются штанги (12) своими нижними концами. Регулировочные наконечники с контргайками навёрнуты на верхние концы штанг.
Рычаг декомпрессора, закреплённый на конце валика, проворачивают рукояткой, которая расположена в кабине. Рычаг декомпрессора поворачивает валик, лыски которого поднимают штанги. Регулировочные наконечники штанг нажимают на специальные выступы коромысел впускных клапанов, открывая их. У рычага имеется два фиксированных положения – «Пуск» и «Рабочее».
Техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя Д-160 трактора Т-130М заключается в периодической проверке и регулировке теплового зазора между торцом стержня клапана и коромыслом, а также между коромыслом впускного клапана и штангой декомпрессора. В случае необходимости осуществляет притирание клапанов к гнёздам.
Регулировка зазора в клапанах и механизме декомпрессора [рис. 3]. Коленчатый вал дизеля проворачивается таким образом, чтобы поршень регулируемых клапанов был установлен в в.м.т. на такте сжатия (оба клапана при этом должны быть закрыты). Рычаг декомпрессора устанавливается в рабочее положение. После этого необходимо ослабить контргайку (4) регулировочного винта (5) и коромысла (6), и путём отвинчивания либо завинчивания винта установить зазор 0,3 мм между стержнями впускного и выпускного клапанов и коромыслом. Далее зазор проверяется щупом, контргайка (4) затягивается, после чего зазор проверяется ещё раз.
Рис. 3. Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателя Д-160 трактора Т-130.
1) – Штанга декомпрессора;
2) – Контргайка;
3) – Наконечник штанги декомпрессора;
4) – Контргайка;
5) – Регулировочный винт;
6) – Коромысло;
7) – Клапан;
А) – зазор 0,45-1,0 мм;
В) – зазор 0,3 мм.
Затем ослабляется контргайка (2) регулировочного наконечника (3) штанги (1) декомпрессора. Путём отвинчивания либо завинчивания наконечника штанги следует установить между коромыслом (6) впускного клапана и штангой декомпрессора зазор 0,45-1 мм. Затянуть контргайку (2) и проверить ещё раз зазор.