Не следует нарушать заводскую регулировку регулятора частоты вращения без необходимости. Все нижеописанные регулировки выполняются в случае, если отклонение цикловой подачи, а также частоты вращения от номинала, превышает 5% либо если проводилась переборка или замена деталей.
Порядок проверки и регулировки ТНВД двигателя ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702:
1) – Проверка давления топлива в магистралях на сходе в ТНВД. В случае отличия давления от приведённого нужно вывернуть перепускной клапан и, путём поворачивания его седла, отрегулировать давление открытия. Зачеканить седло клапана по завершении регулировки;
2) – Проверка герметичности нагнетательных клапанов. Когда рейка находится в положении, которое соответствует выключенной подаче, топливо под давлением порядка 1,7-2 кгс/см2 (170-2 кПа) не должно пропускаться нагнетательными клапанами в течение 2 мин. В случае необходимости клапан заменяется;
3) – Проверка частоты вращения кулачкового вала ТНВД (соответствует началу и концу выдвижения рейки) при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения коленвала. В случае необходимости выполняется регулировка частоты вращения начала выдвижения рейки посредством болта 11 [рис. 1] ограничения максимальной частоты вращения, а конца выдвижения рейки – с помощью винта (18) двуплечего рычага регулятора;
Рис. 1. Регулятор частоты вращения.
1) – Резиновый сухарь;
2) – Ведущая шестерня;
3) – Валик державки грузов;
4) – Стакан;
5) – Державка грузов;
6) – Вал рычага;
7) – Рычаг пружины;
8) – Рейка топливного насоса высокого давления;
9) – Тяга;
10) – Пружина;
11) – Болт ограничения максимальной частоты вращения холостого хода;
12) – Рычаг управления регулятором;
13) – Болт ограничения минимальной частоты вращения холостого хода;
14) – Крышка;
15) – Ось;
16) – Двуплечий рычаг;
17) – Пружина;
18) – Винт двуплечего рычага;
19) – Регулировочный болт;
20) – Корпус боковой пружины;
21) – Пружина;
22) – Серьга;
23) – Пята;
24) – Силовой рычаг;
25) – Корректор регулятора (двигатель ЯМЗ-238НБ);
26) – Клин;
27) – Рычаг рейки;
28) – Скоба;
29) – Винт регулировки мощности;
30) – Пружина;
31) – Винт рычага клина;
32) – Кулиса;
33) – Рычаг клина;
34) – Муфта;
35) – Пробка сливного отверстия;
36) – Груз;
37) – Ось;
38) – Пружина;
39) – Корпус корректора;
40) – Шайба;
41) – Гайка;
42) – Винт кулисы.
4) – Проверка производительности секций ТНВД осуществляется при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения. Средняя цикловая подача (суммарная подача всеми секциями топливного насоса, разделённая на количество секций) должна составлять 93 мм3/цикл. Регулировка не проводится, если отклонение средней цикловой подачи не превышает 2%, а неравномерность подачи топлива секциями составляет менее 8%. Если значения отклонений больше вышеобозначенных, то выполняется следующая регулировка:
а) – Проверка запаса хода рейки (запас хода должен составлять 0,5 мм) в сторону включения подачи топлива при упоре рычага управления регулятором в болт (13) ограничения максимальной частоты вращения и при 450-500 об/мин кулачкового вала ТНВД. В случае необходимости запас хода регулируется посредством винта (42) кулисы;
б) – Регулировка подачи каждой секции при утопленном корректоре, упоре рычага управления регулятором в болт (11) ограничения максимальной частоты вращения, а также при 920-940 об/мин кулачкового вала. Подача регулируется на величину 88-90 мм3/цикл путём смещения поворотной втулки (31) [рис. 2] относительно зубчатого венца с предварительным ослаблением соответствующего стяжного винта. При упоре рычага управления в болт (11) [рис. 1] ограничения максимальной частоты вращения и при 920-240 об/мин кулачкового вала посредством ввёртывания корпуса (39) корректора производится увеличение подачи секциями до 92-94 мм3/цикл. Далее необходимо закернить корпус корректора. При упоре рычага управления в болт (11) ограничения максимальной частоты вращения и при 740-760 об/мин кулачкового вала осуществляется проверка и регулировка (в случае необходимости) подачи топлива, которая при 920-240 об/мин должна превышать подачу на 6-8 мм3/цикл. Регулировка производится гайкой (41) корректора. Проверка выключения подачи топлива выполняется скорой регулятора, поворот которой в нижнее положение на 45 град. должен полностью прекратить подачу топлива всеми секциями насоса;
Рис. 2. Секция топливного насоса высокого давления трактора «Кировец».
1) – Корпус;
2) – Крышка;
3) – Винт;
4) – Прокладка;
5) – Крышка;
6) – Тарелка пружины;
7) – Зубчатый венец;
8) – Винт;
9) – Винт;
10) – Шайба;
11) – Пробка;
12) – Ввёртыш;
13) – Маслозаливной патрубок;
14) – Маслоизмерительный стержень;
15) – Стяжной болт;
16) – Упор клапана;
17) – Шайба;
18) – Колпачковая гайка;
19) – Ниппель;
20) – Пружина;
21) – Гайка;
22) – Штуцер;
23) – Нагнетательный клапан;
24) – Прокладка;
25) – Седло клапана;
26) – Втулка плунжера;
27) – Плунжер;
28) – Рейка;
29) – Винт;
30) – Прокладка;
31) – Поворотная втулка;
32) – Пружина;
33) – Тарелка пружины;
34) – Болт толкателя;
35) – Контргайка;
36) – Толкатель;
37) – Ролик толкателя;
38) – Ось ролика;
39) – Кулачковый вал;
40) – Пробка;
41) – Подушка;
42) – Втулка.
5) – На прошедший проверку и регулировку ТНВД следует установить заправленную маслом муфту опережения впрыска. Затянуть гайку её крепления, после чего установить топливный насос (вместе с муфтой опережения впрыска) на двигатель трактора, а затем установить по моментоскопу угол опережения впрыска и отрегулировать минимальную частоту вращения коленвала (порядка 650-750 об/мин);
6) – Регулировка минимальной частоты вращения производится путём ослабления затяжки контргайки и вывёртывания на 2-3 м корпуса буферной пружины;
7) – Регулировка частоты вращения холостого хода осуществляется посредством болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в данный болт) до момента появления небольших колебаний частоты вращения коленвала. Далее нужно ввёртывать корпус буферной пружины до тех пор, пока двигатель не начнёт работать устойчиво. По завершении регулировки необходимо законтрить болт минимальной частоты вращения, а также корпус буферной пружины.