На тракторах «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 смонтирована раздельно-агрегатная гидравлическая система управления поворотом трактора, в которой источником энергии служит гидронасос; регулирующим устройством, обеспечивающим регулирование и распределение потока рабочей жидкости являются регулятор расхода и гидрораспределитель, а исполнительный механизм, преобразующий в механическую работу гидравлическую энергию рабочей жидкости реализован посредством силовых гидроцилиндров двустороннего действия.
Конструктивные изменения, отличающие схему гидросистемы управления поворотом тракторов К-701, К-702 и К-700А от гидросистемы управления поворотом трактора К-700:
1) – диаметр поршней силовых гидроцилиндров увеличен с 100 до 125 мм;
2) – смонтирован гидронасос большей мощности. Гидронасос НШ-100Л-2 с подачей 160 л/мин (2,67 л/с) при номинальной частоте вращения 1700 об/мин (28,2 с-1) двигателя ЯМЗ-238НБ либо с подачей 175 л/мин (2,92 л/с) при номинальной частоте 1960 об/мин (31,6 с-1) двигателя ЯМЗ-240Б вместо гидронасоса НШ-46У с подачей 72 л/мин (1,2 л/с) при номинальной частоте вращения 1700 об/мин (28,2 с1);
3) – изменён объём гидробака (с 40 до 114 л);
4) – интегрированы новые узлы (регулятор расхода, который создаёт постоянство скорости поворота; масляный радиатор – служит для поддержания необходимого температурного режима масла в системе);
5) – изменено место установки и количество коробок запорных гидроклапанов (смонтирована одна коробка в корпусе гидрораспределителя вместо пары коробок, которые закреплены на гидроцилиндрах);
6) – установлен единый гидробак (объём 114 л) с целью снижения общего объёма масла в гидросистемах навесного устройства и управления поворотом трактора.
Рулевая колонка (7) тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 [рис. 1] включает в себя трубчатую колонку, приводной вал, крышку с двухрядным сферическим шарикоподшипником и рулевое колесо. Нижний фланец рулевой колонки предназначен для монтажа к картеру червячного редуктора и верхний – для монтажа крышки. Рулевое колесо смонтировано на шлицах приводного вала и закреплено посредством гайки.
Рис. 1. Схема гидравлической системы управления поворотом трактора «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.
1) – Гидрораспределитель с редуктором;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Масляный радиатор;
4) – Регулятор расхода рабочей жидкости;
5) – Гидробак;
6) – Гидронасос;
7) – Рулевая колонка;
8) – Следящее устройство;
9) – Гидроцилиндры;
10) – Полурамы трактора;
11) – Толкатель коробки запорных гидроклапанов;
12) – Запорный гидроклапан коробки запорных гидроклапанов;
13) – Корпус коробки запорных гидроклапанов;
14) – Пружина коробки запорных гидроклапанов;
Полости — (А), (Б), (В), (Г), (Д), (Е), (Ж).
Приводной вал соединён с червяком посредством шлицевой муфты. Он разделён на пару частей, которые соединены карданным шарниром Н051.01.030. Рулевое колесо может откидываться от соосного с приводным валом положения к передней стенке кабины на угол в 25 град. (с целью облегчения входа/выхода из кабины), а также в сторону тракториста на угол 15 град. (через 5 град., три фиксированных положения) с целью улучшения условий труда в процессе управления трактором.
Гидронасос НШ-46У (6) – шестерённый, высокой точности, включающий в себя корпус, качающий узел, крышку и уплотнения. Качающий узел гидронасоса НШ-46У состоит из пары шестерён и четырёх втулок. По мере износа втулок они автоматически поджимаются к шестерням, за счёт чего предотвращается утечка рабочей жидкости через зазоры, а также сохраняется масляная плёнка. В гидронасосах типа НШ-98К, НШ-67К, а также НШ-100Л-2 вместо четырёх втулок устанавливается подшипниковый блок (одна половина), являющийся опорой шестерён, и уплотняющий блок (вторая половина), предназначенный для радиального уплотнения зубьев шестерён. В центральной части блока имеется пара сегментов, которые охватывают вокруг каждой шестерни дугу (1,5 шага зубьев), ограничивающую зону высокого давления. Поджимные пластины, снабжённые резиновыми прокладками, установлены по обе стороны шестерён для торцевого уплотнения в пазах уплотняющего блока. Данные конструктивные особенности гидронасосов дали возможности создания надёжного уплотнения, предотвращения перекоса шестерён, повышения максимального давления до 160 кгс/см2 (16 МПа) и увеличения ресурса в два раза (в сравнении с гидронасосами НШ-46У).
Гидрораспределитель тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 – однозолотниковый. В состав гидрораспределителя входит прецизионная пара корпус-золотник, центрующее пружинно-плунжерное устройство, коробка предохранительного гидроклапана, коробка запорных гидроклапанов (кроме К-700). Регулировка предохранительного гидроклапана осуществляется на давление срабатывания 100 кгс/см2 (10 МПа).
Редуктор тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 – червячный, одноступенчатый. Он включает в себя картер (14) [рис. 2], червяк (13), который вращается на паре игольчатых подшипников (12) и (15), а также вал-сектор (20), смонтированный на паре конических роликоподшипников (19) и (21). Для регулировки червячной пары и осевого зазора вала-сектора используются прокладки, которые устанавливаются между боковыми крышками и корпусом. На длинном конце червяка закреплён золотник (6) гидрораспределителя посредством концевой гайки. Корпус (7) золотника, как и передняя крышка (1) гидрораспределителя, смонтированы на шпильках, которые ввёрнуты в картер редуктора и затянуты гайками. Поворот рулевого колеса на некоторый угол приводит к осевому смещению золотника и сжатию пружин центрирующего устройства (28). При этом происходит открытие всех полостей, соединяющих гидрораспределитель через коробку запорных гидроклапанов с силовыми гидроцилиндрами, и полурамы трактора разворачиваются относительно друг друга. Вместе с тем, вал-сектор посредством следящего устройства [рис. 3] разворачивается в противоположную смещению золотника сторону, и золотник под воздействием сжатых пружин центрирующего устройства возвращается в нейтральное положение – поворот прекращается. Для продолжения поворота трактора следует продолжать вращать рулевое колесо.
Рис. 2. Гидрораспределитель с редуктором тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.
А) – Разрез по активным плунжерам центрирующего устройства;
Б) – Разрез по реактивным плунжерам центрирующего устройства;
1) – Крышка;
2) – Гайка;
3) – Гайка;
4) – Упорный шарикоподшипник;
5) – Шпилька;
6) – Золотник;
7) – Корпус золотника;
8) – Пружина;
9) – Плунжер;
10) – Опорная шайба;
11) – Упорный шарикоподшипник;
12) – Игольчатый подшипник;
13) – Червяк;
14) – Картер редуктор;
15) – Игольчатый подшипник;
16) – Втулка;
17) – Крышка;
18) – Регулировочная прокладка;
19) – Роликоподшипник;
20) – Вал-сектор;
21) – Роликоподшипник;
22) – Регулировочная прокладка;
23) – Крышка;
24) – Сошка;
25) – Гайка;
26) – Резиновое уплотнение;
27) – Пружина;
28) – Центрирующее устройство;
29) – Резиновое уплотнение;
А) – Риски.
Регулятор (4) тракторов «Кировец» К-700А, К-701, К-702 [рис. 1] расхода рабочей жидкости смонтирован на гидронасосе (со стороны полости нагнетателя). В нём имеется пара расточек, одна из которых предназначается для размещения плунжера и отвода избыточного количества рабочей жидкости в гидробак, а вторая – для размещения дросселя и регулировочного винта, а также для направления основного потока рабочей жидкости в гидрораспределитель. Сечение дроссельного отверстия посредством регулировочного винта устанавливается таким, чтобы при изменении подачи гидронасоса (в диапазоне рабочей частоты вращения коленчатого вала двигателя) в гидрораспределитель поступало постоянное количество рабочей жидкости 120 л/мин (2 л/с)
Рис. 3. Следящее устройство тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.
1) – Гайка;
2) – Резиновое кольцо;
3) – Втулка;
4) – Рычаг;
5) – Шаровый палец;
6) – Продольная тяга;
7) – Стяжка;
8) – Поперечная тяга;
9) – Хомут;
10) – Направляющая;
11) – Пружина;
12) – Сухарь;
13) – Пробка;
14) – Чехол;
15) – Шаровый палец.