Муфта блокировки дифференциала (БД) заднего моста трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 размещена в кожухе (22) [рис. 1], закреплённом в корпусе заднего моста через корпус левого тормоза и стакан подшипников.
Рис. 1. Задний ведущий мост трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Корпус;
2) – Подшипник полуоси;
3) – Ведомая шестерня конечной передачи;
4) – Рукав полуоси;
5) – Полуось;
6) – Подшипник полуоси;
7) – Стопорное кольцо;
8) – Крышка;
9) – Манжета;
10) – Нажимной диск;
11) – Диск тормозов;
12) – Стяжная пружина;
13) – Разжимная пружина;
14) – Нажимной диск;
15) – Диафрагма;
16) – Крышка диафрагмы;
17) – Кольцо;
18) – Переходник;
19) – Опорный диск;
20) – Промежуточный диск;
21) – Корпус муфты;
22) – Кожух муфты БД;
23) – Кожух тормоза;
24) – Вилка;
25) – Левая ведущая шестерня конечной передачи;
26) – Вал муфты БД;
27) – Левый стакан подшипников;
28) – Подшипники ведущей шестерни конечных передач;
29) – Левый подшипник дифференциала;
30) – Крышка дифференциала;
31) – Опорная шайба полуосевой шестерни;
32) – Полуосевая шестерня;
33) – Сферическая шайба сателлитов;
34) – Крестовина;
35) – Корпус дифференциала;
36) – Ведомая шестерня главной передачи;
37) – Сателлит;
38) – Правый подшипник дифференциала;
39) – Вал стояночного тормоза;
40) – Правая ведущая шестерня конечной передачи;
41) – Шарик;
42) – Правый стакан подшипников;
43) – Манжета;
44) – Регулировочные прокладки;
45) – Призонные болты корпуса дифференциала;
А) – Рабочая полость муфты блокировки.
Конструкция муфты блокировки дифференциала (БД) заднего моста трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 включает в себя вал (26), соединённый с крестовиной дифференциала, корпус муфты (21), нажимной диск (14), опорный диск (19), диафрагму (15), крышку (16), кольцо (17), переходник (18), диск (11), которые установлены на шлицах ведущей шестерни конечной передачи.
При подаче масла под давлением, которое ограничивается редукционным клапаном распределителя блокировки дифференциала, в полость (А), происходит перемещение диафрагмы (15) с опорным диском (19), которые прижимают диски (11) к опорным поверхностям корпуса муфты, промежуточного диска (20) и нажимного диска (14) – дифференциал заблокирован.
При повороте рулевой сошки на угол, превышающий 10-12 градусов от среднего положения, клапаном блокировки соединяется полость (А) со сливом (внутренней полостью механизма поворота), пружинами (13) разжимаются диски муфты – дифференциал разблокирован.